28 октября 2021
Онлайн-лекция «Печатная графика Ивана Шишкина»
«Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист – единственный и небывалый в России», - так в 1880-х годах оценивал труды Ивана Шишкина в области эстампа его современник - художественный критик А. И. Сомов. Лекция была посвящена именно той стороне творчества Шишкина, которую выше всего ценил критик, великолепно ориентировавшийся как в современной западноевропейской гравюре, так и в мировой истории гравюры в целом. И если расцвету авторского эстампа в XIX веке Западная Европа обязана таким выдающимся мастерам, как Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, Э. Мане, К. Коро, Ж. Ф. Милле, Э. Дега, Д. Э. М. Уистлер, А. Л. Цорн, то в России главная роль в возрождении и развитии авторской гравюры принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину.
Живописные произведения этого знаменитого художника знакомы, наверное, каждому ценителю русского искусства, тогда как деятельность Шишкина в качестве выдающегося автора литографий и офортов менее известна. Между тем художник активно работал в этом направлении, а его графические произведения имели большой успех на всемирных выставках в Париже и в Вене. Если в живописных полотнах Шишкина доминирует эпическое начало, то в его графике, особенно в офортах, привлекает умение передать тонкие ощущения среды, изменчивость, зыбкость природных явлений и в то же время изысканную красоту природных форм. В собрании Русского музея хранится больше тысячи графических работ Шишкина. Часть этих произведений демонстрировались на выставке к юбилею художника в корпусе Бенуа.
Зрители узнали о том, на какие категории исследователи творчества Шишкина разделяют его графические работы, услышали рассказ о материалах, инструментах и техниках, которые чаще всего использовал художник.
Трансляцию лекции прошла на Youtube канале «Виртуальный Русский музей», Медиапортале и в социальных сетях Русского музея.
Искусствовед, специалист по русской гравюре XVIII – начала XX века; старший научный сотрудник Отдела гравюры Государственного Русского музея.
Другие лекции