Новости и события

15 декабря 2021

Выставка "Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор"

Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии название «Архив Лепорской». Архив включает свыше 600 произведений самой Анны Александровны: 512 рисунков, акварелей, гуашей, 10 живописных работ и более 100 изделий из фарфора. Также благодаря этому дару отдел рукописей Русского музея получил документы, связанные с жизнью и деятельностью ряда мастеров авангарда и прежде всего – Государственного музея художественной культуры (ГИНХУКа).

В историю отечественного искусства А.А.Лепорская вошла как мастер художественного фарфора. Судьба связала ее с такими художниками, как Казимир Малевич, у которого она училась в 1920-е годы, Вера Ермолаева, Николай Суетин, ученик Малевича, главный художник Ленинградского фарфорового завода на протяжении двух десятилетий (1932-1954). Именно Суетин привлек Лепорскую к работе на фарфоровом заводе. В 1924 году она поступает в качестве аспиранта на Отделение живописной культуры Государственного института художественной культуры, которое возглавлял Малевич. Под его руководством она изучала импрессионизм. Также в группе живописно-пластического реализма с Верой Ермолаевой Лепорская исследовала пластический язык Сезанна и Ван-Гога. На выставке представлены пейзажи конца 1920-х – 1930-х годов, связанные с пластической системой живописно-пластического реализма.

Живописный дебют художницы состоялся только в конце 1978 на персональной выставке в ЛОСХе. В публикациях конца 1970-1980-х годов и позже – в 1990-е, включая и Энциклопедию русского авангарда (2013), живопись художницы представлена в основном работами постсупрематического характера, подчеркивая, прежде всего, связь с поздним творчеством Малевича. Полученные произведения из «Архива» позволяют более полно оценить живописный талант художницы.    

В 1948 году Лепорская была зачислена в штат Ленинградского фарфорового завода. С этого момента работа в фарфоре становится для нее главным видом творчества. На выставке ее работы 1950-х – начала 1960-х годов демонстрируют преображение природных форм в формы утилитарного характера (вазы, чайные сервизы, сосуды для вина). Эскизы к этим работам дают возможность проследить, как от первых зарисовок различных натурных объектов художница переходит к лаконичным силуэтам с плавными текучими линиями. В 1959 году Лепорская создала чайно-кофейный сервиз формы «Капля», который положил начало «белой линии» в ее творчестве. С 1960 года Лепорская начала самостоятельно расписывать свои произведения, которые представляли собой только уникальные выставочные экземпляры. На выставке представлены образцы этих работ и эскизы росписей к ним. Экспозицию дополнят семейные фотографии разных лет, избранные документы и письма.

Русский музей при поддержке Группы инвестиционных компаний «Севергрупп» создал виртуальный гид «Анна Лепорская» в бесплатном приложении дополненной реальности «Артефакт».

Выставка организована при поддержке: ПАО "Северсталь"АО "Силовые машины"ООО "Лента"Международная золотодобывающая компания Nordgoldкомпания "Свеза".

Выставка проходит в Михайловском замке и продлится до 14 марта 2021 года.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: