Новости и события

28 апреля 2022 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

#ЛюдиКакЛюди. Счастливый взгляд

28 апреля в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди» состоялась организованная виртуальным филиалом на базе СПбУТУиЭ экскурсия в Русский музей для ребят с расстройством аутистического спектра из двух школ города – № 565 и № 755 (Региональный центр аутизма), участвующих в мероприятии «Счастливый взгляд».

В Русском музее нас встретили сотрудники отдела социокультурных коммуникаций Альфия Шагеева и Наталья Петухова. Ребята были из двух разных школ, поэтому встреча началась со знакомства. Мы попросили школьников и организаторов мероприятия представиться. Затем все вместе  прошли во флигель Росси, где находится экспозиция народного искусства Русского музея.

Экспозиция народного искусства - это всегда немного сказка. Волшебные звери, русалки, лешие, причудливые цветы - мир народной фантазии, любимый и взрослыми, и особенно детьми. Каждый здесь может найти что-то интересное для себя. Что-то, что отправит его в страну снов, где все удивительно, но всегда несет смысл. Добрые силы охраняют дом, очаг, одежду человека, а зло всегда побеждено.
Проходя по залам экспозиции, мы поняли, как стремились люди во все времена окружить себя красотой, насколько безгранична фантазия народа, как развит его природный художественный вкус. 

В первом зале флигеля мы  увидели чеканные изделия. Школьникам показали светцы, своеобразное приспособление для освещения избы, и дали подержать в руках лучину. Ни одна изба не обходилась без подобной «светильни». Березовые или сосновые щепки вставлялись в железные светцы. При этом металлический стержень, к которому крепились держатели, внизу заострялся так, чтобы его можно было вставить в специальную подставку или закрепить в бревенчатую стену дома. Своими пропорциями и силуэтами светцы вызывают ассоциацию с цветами на высоких стеблях. Застывший цветок в своих фигурных побегах скрывает держатели для лучин. Обычная высота светцев не превышает 1 –1,3 метра, но они всегда кажутся выше, напоминая цветы, стремительно растущие ввысь. Этому впечатлению во многом способствует соразмерность завитков, попарно закрепленных по всей высоте стебля.

Затем Альфия и Наталья рассказали школьникам о прялках, за которыми русские женщины просиживали долгие зимние вечера при свете лучины. Эти необходимые в те давние времена предметы быта можно было увидеть в каждой избе. Но многие из них стали истинными произведениями искусства. Народ опоэтизировал орудие труда, сделал облик праздничным. И вот появились деревянные прялки, напоминающие плывущего лебедя, башенку, вытянутый лепесток, украшенный резьбой, расписанные, инкрустированные другими сортами дерева или кистью. При этом прялки каждой местности имели свои особенности. Ребятам предложили попрактиковаться и повертеть в руках веретено.Посмотрели школьники на резное деревянное подстолье, нижнюю часть стола, куда убиралась посуда. Его приземистые пропорции продиктованы характером интерьера того времени с низкими сводчатыми перекрытиями. Монументальные «репки» у основания ножек создают ощущение устойчивости и мощи. Подстолье украшено сквозным и рельефным орнаментом, соединившим классические мотивы листьев аканта с реальными ягодами.

На экспозиции мы увидели разнообразные кружева и вышивки, дуги, пряничные доски, металлические чеканные изделия, керамическую посуду, всевозможные игрушки и даже настоящую крестьянскую избу Максимовых: этот дом стоял в селе Валки Балахнинского уезда, Нижегородской губернии. Когда его увидели сотрудники музея, приехавшие в научную экспедицию, он показался им вышедшим прямо из сказки. Фронтон дома, построенного в 1888 году, сплошь покрыт богатой резьбой, на ставнях изображены необыкновенные птицы, клюющие виноград, наличники раскрашены в белый, зеленый, синий, желтый цвета, но в глазах не рябит от пестроты, а возникает чувство гармонии, радостной приподнятости.Фронтоны, оконные наличники, многометровые фризы давали простор фантазии мастеров, заполнявших их плоскости сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с очеловеченными мордами, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи. В поволжской резьбе эти исконно народные поэтические образы соединились с мотивами и формами городской классической архитектуры.

На Русском Севере одним из любимых украшений дома был конек на крыше. Тяжелое бревно — «охлупень» из лиственницы или ели венчало скаты кровли и на переднем фасаде дома оканчивалось фигурой коня с мощной грудью и торчащими ушами. Такой страж дома лаконичным выразительным силуэтом выделялся на фоне сурового северного неба, издалека привлекая внимание. В этой своеобразной скульптуре скупо выявлены только основные черты, позволяющие узнать образ вечного спутника крестьянина-землепашца. Коньки-охлупни были украшением дома и символом добрых духов, покровителей домашнего очага.Одинаковые по назначению вещи в разных местностях приобретали свои особенности форм и декора. Северные ковши сохраняли традиционную форму плывущей птицы. Иногда ковш уподобляли коню. Таков уникальный предмет с пространной надписью и датой, дающий исчерпывающие сведения о его происхождении: «Сей ковш Шилегоцкой сотни Шуйки Пустой церкви Рождества Богородицы Дьячка Бориса Васильева сочинил 1753 года».

Расписные ковши-скопкари в виде величественных плывущих птиц — наиболее ранние памятники пермогорской росписи в собрании музея. Прихотливые растительные побеги оплетают стенки ковшей, крупные геометрические розетки на груди придают убранству монументально-торжественный и одновременно символический характер. Розетки в виде круга или ромба на груди ковша-птицы не что иное, как солярные знаки, пережитки древней языческой символики, сохранившейся на этой ритуальной посуде.

Затем ребятам показали народные игрушки из различных материалов - тряпок, соломы, шишек, а также из дерева и глины. Наряду с небольшими местными очагами этого искусства существовали крупные кустарные игрушечные промыслы, известные по всей России. К их числу относились Сергиев Посад,  деревня Богородское под Москвой, Дымковская слобода в Вятке. У каждого ученика была возможность взять в руки погремушку из бересты, деревянную колотушку, тряпичную куклу-оберег, игрушку из глины.Участники мероприятия посмотрели игрушку «Как мыши кота хоронили» и послушали один из популярных  сюжетов лубочных картинок: «…Немало бед терпело мышиное племя от коварного кота. И когда показалось мышам, что кот лежит мертвый, они решили устроить своему врагу пышные похороны, а себе праздник. Уложили мыши кота на санки, но лапы ему на всякий случай связали. Многие мыши в сани впряглись, а другие со всех сторон стали подталкивать. И повезли мыши кота хоронить. Тут в самый разгар торжественной церемонии притворщик ожил, легко мышиные путы разорвал и набросился на своих врагов. Много потерь понес тогда мышиный род».

Увидели и уникальную работу А.Д.Зинина «Чудо-юдо рыба-кит», которая средствами богородской резьбы передает сюжет сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Но самым неожиданным было то, что наши школьники  смогли порисовать и разукрасить одну из понравившихся игрушек прямо в последнем зале экспозиции. Затем мы подвели итоги: ребята поделились мнениями, что больше всего понравилось им во время экскурсии и почему.

На следующий день после мероприятия Янина Усанина, педагог-психолог школы № 565 прислала в адрес университета благодарность:
«…Посещение данного мероприятия стало возможным, благодаря начавшемуся со времён фестиваля #ЛюдиКакЛюди сотрудничеству нашей школы с Санкт-Петербургским университетом технологий управления и экономики.  Поэтому получив от них приглашение на экскурсию для детей с особенностями развития в Михайловский дворец, мы с радостью его приняли. Наши обучающиеся особенно отметили увлекательные рассказы об экспонатах экскурсоводов Альфии и Натальи, а так же были восхищены творчеством русских зодчих, а рисование на полу Русского музея по окончании экскурсии привело всех в полный восторг. Спасибо Вам за предоставленную возможность, и до новых встреч»!

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: