09 марта 2022
Онлайн-лекция «Интерпретация пространства и «четвертое измерение» в произведениях мастеров авангарда»
Концепция «четвертого измерения» из сочинений математиков перешла в обиход мастеров искусств и даже в массовую культуру на рубеже XIX - ХХ веков. В художестве ее можно рассматривать как дальнейшее развитие экспериментов в трактовке пространства в живописи (на фоне успехов фотографии и кинематографа). Ссылки на новейшие научные открытия призваны были помочь широкому зрителю принять те памятники авангарда, которые радикально отличались от повседневного визуального опыта. На «четвертое измерение» ссылались супрематисты, сюрреалисты, даже теософы (понимая его каждый по своему). Рассмотрение различных концепций позволяет сделать заключение, что изображение пространства имело важное значение - даже на фоне «самокритики живописи средствами, специфичными для самой живописи», составляющей сущность модернизма.
О проблеме интерпретация пространства и «четвертом измерении» в произведениях мастеров русского авангарда рассказал Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея. Лекция проходила в рамках специальной программы к цифровой акции «Посвящение космонавтике».
Трансляция лекции прошла на Youtube канале «Виртуальный Русский музей», Медиапортале и в социальных сетях Русского музея.
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции