16 января 2024
Цикл лекций к выставке «Жилище будущего»
Русский музей представляет цикл лекций к выставке арт-группы ГрОМ «Жилище будущего», которая прошла в Мраморном дворце с 20 октября 2023 по 12 февраля 2024 года.
16 января в 14:00 – лекция Александра Боровского «Выставка «Жилище будущего» в Русском музее»
Фотохудожник Ольга Мичи, историк фотографии Алексей Логинов и искусствовед Артем Логинов создали проект, посвященный архитектурно-футуристической теме – одной из самых излюбленных в русском искусстве. Почти в каждом поколении в представления о жилище будущего вводятся новые параметры, меняются и хронологические рамки самого будущего. Проект Ольги Мичи не про архитектуру, он не стремится соперничать с постоянно прибывающими в коллективную копилку архитектурной футурологии концептами.
В центре внимания авторов – создание новой визуальной реальности, подчиняющейся дисциплине панорамного видения и дигитально сфабрикованной из множества отдельных фрагментов. Инореальность образов жилища убедительна, она может быть разной, но в каждом случае – возможной, объективной, не зависящей от настроений и ожиданий зрителя и художника.
У О. Мандельштама есть образ – «вооруженный зреньем». Назначение выставки «Жилище будущего» – вооружить зрение аудитории современного искусства, в особенности – молодежной, новым опытом видения и визуализации.
17 января в 14:00 – лекция Олеси Туркиной «Медиаархеология в контексте российского искусства: от фотографии к виртуальной реальности».
Интерес к медиаархеологии в контексте российского искусства возник на рубеже тысячелетия, когда художники и теоретики начали переосмысливать медиакультуру во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Истоки изобретений в области современного кино и фотографии, саунд-арта и иммерсивных инсталляций, сетевого искусства и VR арт проектов обнаруживали не только в искусстве русского авангарда 1910-20-х годов и кинетизма 1960-х, напрямую связанного с идеями НТР, но и в панорамах 18-19 вв. Можно сказать, что кинетизм с его увлечением авангардом, сосредоточенностью на «медиа» и ориентиром на научное познание мира стал своеобразным прототипом для художников, которые следовали сформулированной в этой время необходимости мыслить через медиа-технологии.
В лекции представлен обзор возникших в России на протяжении последних двух десятилетий художественных явлений, связанных с медиаархеологией и повлиявших на них теорий.
18 января в 14:00 – лекция Филиппа Кострица «Актуальная фотография и пространство современной картины. Взаимосвязи».
Фотография как актуальная форма художественного высказывания стала рассматриваться лишь в последней четверти двадцатого века, что во многом объясняется смещением акцентов в искусстве в сторону новых медиа. Важный момент в развитии фотографии произошел в 1990-е, который был обозначен новейшей критикой как «желание картины». При этом современную фотографию отличает построение композиции и концептуальная основа, решенная в масштабе большой картины, что определяет художественные задачи таких мастеров, как Андреас Гурски, Томас Штрут, Кандида Хофер.
В свою очередь, и в различных проявлениях современной картины мы видим своеобразный процесс интерпретации и переосмысления фотографии, построенный на взаимосвязях. Фотография, примеряя на себя роль «новой» картины, вместе с тем ставит и вопрос о предмете искусства в чрезмерном, насыщенном потоке визуальных образов.
19 января в 14:00 – лекция Анастасии Карловой «Современное искусство в Русском музее: эксперимент и новые технологии».
Лекция посвящена развитию отечественного искусства конца XX - XXI века. Особое внимание уделяется работе Русского музея в области коллекционирования и репрезентации экспериментального искусства и медиаискусства. Отдельно рассматривается текущая выставка «Жилище будущего» как пример синтеза новых технологий и традиционного искусства фотографии. Обобщается опыт практической деятельности отдела новейших течений. Лекция сопровождается подробным визуальным рядом.
22 января в 14:00 – Круглый стол «Современное искусство и цифровые технологии: музейное измерение»
Цифровое искусство давно вошло в пространство художественной жизни, но вопросы его музейного бытования до сих пор остаются дискуссионными.
На Круглом столе обсуждаются проблемы хранения и репрезентации медиаискусства в музее, взаимовлияния цифровых технологий и экспозиционных пространств, авторского права в области дигитального искусства и нейросетей. Речь также идет о выставке «Жилище будущего» как музейном проекте, синтезирующем новые технологии и искусство фотографии.
Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica".
Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.
Другие лекцииКандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, действительный член Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России, куратор многочисленных выставок, в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской биеннале, более 200 статей и книг, среди них «Soviet Space Dogs» (2014, Fuel, London). Совместно с Музеем Юрской Технологии (Лос-Анджелес) работала над серией фильмов, посвященных космосу “The Chain of Flowers”: «Levsha» («Левша»), 2000, «The Common Task» («Общее дело»), 2004, «The Great Soviet Eclipse» («Большое советское затмение»), 2008
Другие лекции
Кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея.
В 2000 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Занимается проблемами актуального искусства и его репрезентации в музейном пространстве. В 2001 году стажировался в Музее Виктории и Альберта (Лондон). Department of Prints, Drawings, Paintings and Photographs. Contemporary section. В 2003 году принимал участие в проекте {ПРО}СМОТР (Русский музей, Эрмитаж, Институт ПРО АРТЕ). Курировал проект Марка Волинжера «Врата Королевства» (Михайловский замок).
Автор нескольких лекционных циклов в лектории Русского музея. Среди них: «Актуальное искусство в пространстве современного музея», «Искусство быть современным, или Современные метаморфозы искусства».
Автор около тридцати статей в области актуального искусства. Среди них: «Новая экспозиция Музея Людвига – погружение в предмет актуального» (Сборник науч. конференции ГРМ), 2007, «Посмодернизм – противоречивые слагаемые стиля». По материалам выставок «Postmodernism. Style and Subversion. 1970-1990» музей Виктории и Альберта (Лондон), «Архитектура Ad Marginem» (2007) и «Искусство про искусство» (2009) Русский музей (Сборник науч. конференции ГРМ), 2012, «Радикальные идеи в музейном пространстве. Музей Виктории и Альберта (Лондон)» ж. Новый Мир Искусства, «Венеция между биеннале и карнавалом», ж. «Красный 100%», «Close To Not» – трудности перевода., ж. «Красный 100%», «Архитектурные фантазии – новый проект в Русском музее», ж. «Под Ключ», «Рим – новые музейные ориентиры», ж. «Под Ключ», «Заха Хадид и стихия воды», ж. «Под Ключ», «Мадрид – диалог истории и современности», ж. «Под Ключ».
Другие лекцииВедущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея (с 2004 года), кандидат культурологии, искусствовед.
В 2005 году окончила кафедру истории искусства исторического факультета и продолжила образование в аспирантуре кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музей современного искусства в культуре ХХ века». В 2007-2017 гг. – приглашённый преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2013 г. – приглашенный преподаватель Университета Ювяскюля (читала авторский цикл лекций «Петербургское искусство 1990-х-2000-х годов» на английском языке). Победитель Конкурса индивидуальных грантов для молодых преподавателей Благотворительного фонда В. Потанина (2012-2013 гг.).
Куратор ряда выставочных проектов Русского музея (2004-2019 гг.), посвящённых творчеству Жени Шефа, Ли Кванг-Ха, Мэтта Лэмба, Штефана Шпихера, Энди Уорхола, Ладисласа Кийно, Кати Медведевой, Георга Маттеса, Маркуса Толльмана и других современных художников. Сценарист документального видеофильма о международной системе музеев Людвига.
Автор многочисленных статей и публикаций, в том числе в каталогах и сборниках Русского музея («Музей Людвига в Русском музее», «Страницы истории отечественного искусства» и др.). В 2012-2014 гг. вела авторскую рубрику «Музей современного искусства» в журнале «Диалог искусств». Участник различных всероссийских и международных искусствоведческих, культурологических и философских научных конференций.
Область научных интересов: Современное искусство, Цифровое и видео искусство в современном художественном процессе, Музей современного искусства как феномен культуры.
Другие лекции