Новости и события

21 февраля 2024 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

«Диалог с искусством» в СПбУТУиЭ: основы пейзажа и нейробиологические основы восприятия живописи

Виртуальный филиал Русского музея СПбУТУиЭ продолжает встречи, посвященные психологии восприятия живописи в рамках программы «Диалог с искусством».

20 февраля Екатерина Асанова провела для студентов направления «Психология» групп ОЯКПб-П02-23-1 и ОЯКПб-П02-22-1,2 мастер-классы на базе УГК «Пушкинский».

Студенты первого курса на этот раз погрузились в изучение пейзажной живописи. Пейзаж - один из самых популярных жанров. Он вызывает отклик как у опытных знатоков искусства, так и у тех, кто далёк от него. Сегодня специалисты по эволюционной психологии предпринимают попытки объяснить эту привлекательность. Известно, что представители вида Homo sapiens сформировались в саваннах, миллионы лет их окружала природа, поэтому человеческий мозг  по-прежнему воспринимает природные ландшафты как дом и источник жизни. На занятии участники исследовали, как изображённое на картинах природное пространство влияет на эмоциональное состояние зрителя. Известные с детства работы Ивана Шишкина и Алексея Саврасова предстали перед студентами в новом свете. Ребята внимательно анализировали выразительные средства, использованные художниками, и свои реакции на знакомые произведения.

Студенты второго курса  на этот раз углубились в нейробиологические основы восприятия живописи. Растущий  в наши дни в научном мире  интерес к процессам восприятия искусства обусловлен появлением возможности получать информацию, которая ранее была недоступна для непосредственного изучения. Нейробиологические методы, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяют исследователям наблюдать за активностью мозга в процессе восприятия и оценки произведений искусства. Это даёт ценное понимание того, как мы обрабатываем и интерпретируем визуальную информацию.

Занятие по психологии восприятия живописи предоставило студентам возможность углубить свои знания о взаимодействии искусства и мозга. Они получили представление о том, как наше эволюционное прошлое, когнитивные процессы и нейробиологические механизмы влияют на наш опыт восприятия живописи и наши эмоциональные реакции на различные произведения. Эти знания не только расширяют  понимание психологии искусства, но также, возможно, в будущем, мы надеемся, послужат основой для новых исследований.

В ходе занятия были использованы открытые ресурсы портала «Виртуальный Русский музей» -  раздел «Коллекция».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: