Беседы о русском искусстве
25 декабря 2024 , 18:00
Онлайн-лекция «Карл Брюллов в контексте европейского романтизма»
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции25 декабря в 18:00 в Центре мультимедиа Русского музея состоится онлайн-лекция «Карл Брюллов в контексте европейского романтизма», посвященная 225-летию великого художника Карла Брюллова.
Карл Брюллов – крупнейший представитель русского романтизма. Это направление в искусстве было стимулировано Великой французской революцией, а в России — победой над Наполеоном. Романтизм объял философию, литературу, живопись, музыку, но был скорее состоянием сознания, а не живописным стилем (не выдвинул четких художественно-пластических признаков: под эгидой романтизма принято объединять и Делакруа, и Энгра). В России важную роль играла Академия художеств, которая продолжала контролировать практически всю изобразительно-творческую сферу.
Главный шедевр Брюллова, «Последний день Помпеи», можно считать и романтическим пейзажем с яркими световыми эффектами, и картиной гибели города /культуры/ цивилизации, навеянную как «наполеоновской эпопеей», так и политической нестабильностью в Европе 1820-30-х годов (как писал А.С. Пушкин: «тряслися грозно Пиренеи, волкан Неаполя пылал»).
В лекции делается попытка спроецировать и «Помпею», и творчество Брюллова в целом на художественную ситуацию: так называемую «школу катастроф», представление о «романтическом возвышенном», не в последнюю очередь романтический «ориентализм», поиски альтернативы «европоцентризму».
Лекцию подготовил Алексей Алексеевич Курабоновский, доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
Купить билеты на лекцию