Новости и события

19 февраля 2025 Песочный (Санкт-Петербург)

«Загадочный мастер Иван Вишняков»

Ивана Яковлевича Вишнякова искусствоведы называют его «загадочным мастером XVIII века». И не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что большая часть наследия художника — и монументальные, и декоративные работы, и портреты — представляет собой лишь номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только чуть более десяти портретов.

Творческая жизнь этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, чрезвычайно насыщена.

В конце 1720-х годов, началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака. С 1727 года он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натуры».

Мастер психологической характеристики, Вишняков внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Тело и фон для него — это не характеристика человека, и потому он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть особая интимность и непритязательность, обаяние и цельность образа. Органичное соединение парсунности и декоративной парадности при внешней статичности создают удивительный эффект, на фоне которого внутренний мир человека царствует над нарочитой скованностью фигуры. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из затемненного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть.

Безупречный глаз художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем тиражировать их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и высокопоставленных частных лиц.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: