ГБОУ РД "Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей"
МахачкалаКак появился город Махачкала
Связана история Махачкалы и с именем русского царя-реформатора, Петра Первого. В 1722 году во время Персидского похода посетил великий царь эти места. Тихая удобная бухта у подножья горы Анджи-Арка понравилась русскому императору. Говорят, что на месте теперешнего маяка он оставил камень и повелел, чтобы каждый, бывший с ним, сделал то же самое. Так и появилось на горе Анджи-Арка новое военное укрепление, получившие название Петровское. Горцы прозвали эту крепость Анджикала.
Махачкала расположена на юге России и является столицей Дагестана.
До Персидского похода Петра (1722 г.) на горе Тарки-Тау высились две башни, в которых жили шамхальские «караульщики» и двадцать русских солдат, присланных сюда из крепости Тарки (Терки), расположенный в дельте Терека.
«К Таркам сбежалось много дорог и троп. Но самая живописная и «видавшая виды» дорога размыта, в ступенчатых уступах проходит под скальными навесами, выводя на плато горы Тарки-Тау.
Ее называют Русской (Урусёл), Она была связана с крепостью Бурной, построенной в 1821 году по приказу А.П.Ермолова. Сейчас сохранился лишь наблюдательный пункт крепости.
22 июня 1827 года в крепость Бурную прибыл Тенгинский полк, в котором позднее служил М.Ю. Лермонтов. Кстати, сейчас выяснено, что Михаил Юрьевич побывал во многих местах Дагестана, в том числе и песчаной горы Сары-кум.
22 июня 1827 года на крепость Бурную напал Гази-Магомед (Кази-Мулла) - первый Имам Дагестана. Солдатам пришлось взорвать пороховой погреб, чтобы отбить штурм».
В 1844 году в непосредственной близости от моря на гряде Анджи-Арка было сооружено третье по счету мощное укрепление с высокими башнями по углам и амбразурами в толстых каменных стенах, называемом «Стан Петра Великого». Это укрепление и назвали Петровским, в честь пребывания здесь Петра I.
12 июня 1844 года выходит именной Указ военного министерства. Он гласит: «Государь император высочайше соизволил укрепление, сооружаемое у Тарковского рейда, взамен Низового, на месте бывшего в 1722 году лагеря Петра Великого именовать Петровским».
А тринадцатью годами позже неподалеку от крепости был построен маяк, который светит и сегодня. Вокруг него сформировалось русское поселение, получившее в 1857 году статус города Порт-Петровска. Численность населения города к тому времени достигла почти 2 тыс. человек.
В 1866 году маяк был заново перестроен и переоборудован.
Собственно говоря, от этих сооружений и берет свое начало город, который первоначально и назывался Петровск.
Об этом свидетельствует «Положение об учреждении и управлении портового города Петровска при Петровской крепости на северо-западном берегу каспийского моря», которое было утверждено 24 октября 1857 года.
Тогда же рядом с крепостью были заложены первые кварталы будущего города, состоящие из тридцати домиков. Жили в них семейные офицеры, купцы торговцы.
История гласит, что город заселялся очень медленно. Администрации даже силой пришлось переселять в это место жителей из Темир-Хан-Шуры, тогдашней столицы Дагестана.
Появилась и первая улица. Она спускалась от крепости вниз к гавани. Когда крепость упразднили и в ней устроили тюрьму, улицу назвали Тюремной.
Не ошибусь, если отмечу, что это была самая первая улица Махачкалы. Чуть позже на склонах Анджи-арки появились еще две: Маячная и Краснофлотская.
Улицы берут свое начало от городской площади и тянутся вверх до тюрьмы (бывшей крепости), а за тем спускаются вниз уже с северного склона горы.
В начале улицы Краснофлотской есть два двухэтажных корпуса, которые давно превращены в жилые дома. Раньше здесь была контора морского порта. На фронтоне одного из домов красуется герб с изображением морского якоря и топорика.
Пожалуй, это и все, что осталось от старых строений, если еще и добавить сюда несколько домов, сложенных из серо-желтого, хорошо отесанного камня-известняка, постройки XIX и начала XX века.
После окончания военных действий на Кавказе Порт-Петровск развивается как торгово-промышленный и транспортный центр Дагестанской области. В 1861-1869 годах были построены в начале южный, а потом и северный молы, в 1866 году завершились и другие работы по строительству морского порта.
Первым промышленным предприятием города был построенный в 1876 году пивоваренный завод. …Итак, принято считать, что на территории парка им. Ленинского комсомола пивной завод был построен Вейнером. Однако в «Сведениях о частных фабриках и заводах в г. Петровске за 1878 год» отмечено , что в «1876 году в Петровске находился один пивной завод прусского подданного Фельдшау, который производил продукции на 3 тыс. рублей и сбывал ее в г. Петровске и окрестных деревнях…». Вот так-то. Оказывается, еще до пивзавода Вайнера на месте, где сейчас расположен парк Ленинского комсомола, существовал уже 34 года завод купца Фельдшау.
Так кто же такой этот загадочный Вейнер и почему порт-петровцы назвали сад Вейнерским, а не именем Фельдшау.
В 1878 году начала работать первая типография. Позднее были построены две табачные фабрики.
Интенсивное развитие города относится к концу XIX и началу XX веков, что в значительной мере определилось строительством железной дороги Ростов – Баку, по которой было открыто движение поездов до Порт-Петровска. К 1897 году население города увеличилось более чем в 4 раза и превысило 8,7 тыс. человек. Железную дорогу первоначально намечалось проложить западнее города, у подножья Тарки-Тау. Однако этому воспротивились купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта. По их настоянию железную дорогу начали строить вдоль берега моря. Ее эксплуатация потребовала создания соответствующих депо и мастерских. Но и строительство в черте города было невозможно, так как дорога прокладывалась по узкому проходу между морем и обрывистой скалой. Мастерские решили строить в 3-4 километрах северо-западнее города. Так возник поселок Петровск-Кавказский (ныне Махачкала-I).
Город Махачкала до 1921 года именовался Порт- Петровском. Хотя это название и связано с именем царя Петра I , ошибаются те, кто возникновение города относит к петровской эпохе. Во время Персидского похода 1722 года многочисленная армия и крупный флот Петра останавливались у аула Тарки. По утверждению некоторых историков , Петр облюбовал здесь место для будущего города и лично положил первый камень, предложив сделать то же своим приближенным.
Чтобы обеспечить снабжение русских войск и безопасный путь для купцов,вдоль побережья Каспия строятся ряд укреплений. В 1821 году на плато Тарки-Тау у аула Тарки крепость Бурная.
В 1831 году крепость Бурная была осаждена крупным отрядом горцев и разрушена.Ее останки и сейчас можно увидеть на плато Тарки-Тау.
В 1900 году было завершено строительство крупнейшего предприятия города - бумагопрядильной фабрики акционерного общества «Каспийская мануфактура».
В 1900 – 1913 годы были построены и другие промышленные предприятия: фабрика стальных канатов, гвоздильный завод, мельница электростанция мощностью 60 кВт. В 1911 году введены в строй телеграфная и гидрометеорологическая станции. По данным «Обзора Дагестанской области» за 1913 год, в городе насчитывалось 15 предприятий фабрично-заводской промышленности. В 1914 году был построен небольшой нефтеперегонный завод.
В конце 1915 года вступила в строй железнодорожная линия Петровск – Темир-Хан-Шура, соединившая город с нагорным Дагестаном.
Крайне неприглядную картину представляло городское хозяйство старого Порт-Петровска. Только 4 улицы – Барятинская (Буйнакского), Садовая (Маркова), Соборная (Оскара) и Инженерная (Ленинский проспект) , в центральной части города, были частично замощены булыжником и освещались керосиновыми фонарями. Дома были каменные и кирпичные, в которых жили чиновники, офицеры , попы и богатые граждане. На главной улице Барятинской размещались гостиница «Гуниб» на 25 мест, несколько магазинов, аптек, кинотеатр «Прогресс», а на месте где сейчас находится контора Госбанка, был постоялый двор.
Особенно плохо город обеспечивался водой. В конце XIX век был построен водопровод: от кяхулайских и альбурикентских родников самотеком по трубам по принципу сифона подавалась в баки, установленные на возвышенности Анджи-Арки, а оттуда таким же способом в водоразборные колонки, находившиеся в центральной части города.
Систему народного образования представляли две платные частные гимназии (мужская и женская) и десяток начальных, преимущественно также частных школ. В 1913 году в них обучалось всего 1719 детей. Передовые представители интеллигенции организовали воскресную школу для рабочих, но в ее деятельность не раз вмешивались полиция и жандармерия.
Из культурных учреждений в городе были маленький кинотеатр, библиотека с тремя тысячами книг и два небольших зала с подмостками для сцены: один в городском саду, другой в Ларийских казармах. В этих залах выступали местные самодеятельные артисты из прогрессивной интеллигенции и офицеров, а также бродячие и проезжавшие через город артисты.Однажды в городе проездом из Тифлиса останавливался Ф.И. Шаляпин, но «отцы города» не сторговались с ним об оплате концерта, и он уехал, не выступив перед петровцами.
Интенсивное развитие промышленности и формирование рабочего класса в Порт-Петровске проходило в период революционного подъема в России. К этому же периоду относятся и первые сведения о революционных выступлениях рабочих Порт-Петровска.