Домовая резьба
С появлением на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся строительством и украшением резьбой речных судов, перешли к созданию декора деревянных домов. И на протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы, получившей по наследству от прежних времен название „корабельной“ или „глухой“. Последнее связано с тем, что она выполнялась в рельефе, на глухом фоне доски.
Для рельефной резьбы использовались широкие сосновые доски в 4—6 см толщиной. С предварительно нарисованных на бумаге узорников с помощью иглы и мешочка угольной пыли на гладь доски переносился контурный рисунок — припорох. Крупные элементы узора предварительно вырубались топором, затем обрабатывались долотами и стамесками разных размеров и профиля. После завершения резьбы доска несколько раз покрывалась олифой или раскрашивалась. Работа велась быстро. Артель из семи человек в течение трех недель заканчивала постройку избы с тремя окнами по фасаду и ее полную резную отделку. Стоимость резных работ была относительно высокой. Декоративное убранство дома обходилось его владельцу в сто пятьдесят и более рублей (корову в эти годы на местных ярмарках можно было купить за пятнадцать-двадцать рублей). Поэтому большая часть волжских домов имела резьбу только в наиболее важных частях здания или строилась без резного убранства вовсе.
Искусство домовой резьбы тесно связано с особенностями местной деревенской архитектуры и с теми новшествами в строительном деле XIX столетия, которые значительно изменили конструкцию и облик рубленых изб. Кровля на самцах (передний и задний фасады дома выкладывались доверху из бревен) была заменена крышей на стропилах (ряд бревен, соединенных под углом верхними концами и упирающихся в стены здания нижними концами, которые образуют основу кровли). Теперь для того, чтобы скрыть переход от бревенчатой стены избы к дощатому фронтону, над наличниками окон на фасаде стали прибивать резную „лобовую“ доску. Позднее фризовые доски карниза стали опоясывать здание с трех доступных для обозрения сторон избы. Торцы бревен на переднем фасаде зашивались тесом, образуя пилястры, также украшенные резьбой. Появляются доски, обрамляющие треугольник фронтона. Светличное окно на фронтоне дома стало оформляться резными и точеными балясинами и колонками.
Мастера заполняли плоскости фронтонов, оконных наличников и фризов сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи. Некоторые мастера резьбу дополняли раскраской фона или деталей узоров, указывали даты выполнения декора. В поволжской резьбе исконно народные поэтические образы соединились в уникальный сплав с мотивами и формами городской провинциальной классической архитектуры. Домовая резьба Поволжья стала выдающимся явлением народного искусства XIX столетия.
На Русском Севере одним из любимых украшений дома был конек на крыше. Тяжелое бревно – „охлупень“ из лиственницы или ели венчало скаты кровли и на переднем фасаде дома оканчивалось фигурой коня.