Коллекция Государственного Русского музея

Из поколения в поколение передавалось на Руси гончарное ремесло, совершенствовались технические приемы и способы художественной обработки, складывались определенные формы вещей.

По способу изготовления изделия в собрании Русского музея образуют два больших раздела: это грубая керамика, куда входят изделия из простых гончарных глин, и майолика и полуфаянс, которые выполняются из глин особых сортов. Большую часть собрания составляют посудные изделия, но представлены и архитектурные и печные изразцы.

Создание керамических изделий – удивительный процесс. Его можно разделить на несколько этапов.

Мастер мнет комок глины, раскатывает его между ладонями, превращая в толстый жгут. Затем накидывает  глиняный жгут на руку, мгновенно укладывает его на вращающийся гончарный круг. Примяв дно сосуда сильными пальцами, словно насадив его на ось, мастер начинает вытягивать стенки. И, послушные то легкому, то сильному прикосновению рук, вытягиваются вверх стенки сосуда, расширяясь в крутобокое тулово, сужаясь в стройную горловину. Гончар срезает изделие с круга тонкой проволокой и осторожно, чтобы не помять мягкие стенки, ставит на просушку. А дальше свое дело сделает огонь. В горне глиняный сосуд превращается в гончарное изделие.

Изделия гончарных промыслов, существовавших почти в каждой губернии: объемистые сосуды „меденники“ с узорной полосой на плечиках, глубокие миски, шаровидные рукомои и горшки, чернолощеная, обварная керамика, разнообразная поливная посуда все они знакомят нас с традиционными приемами художественной обработки: томлением, лощением, обваркой, глазурованием, ангобной техникой.

Томлёные сосуды рязанских гончаров дают представление о древнем способе обработки керамики, который получил наиболее широкое распространение в гончарстве XVII века. Черная матовая поверхность строгих по форме изделий достигается при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании без доступа кислорода, для чего все отверстия в горне замазываются. Томление сочетается с другим приемом – лощением, когда на непросохшие стенки сосуда наносится узор гладким камешком – лощилом. После обжига простой геометрический орнамент отливает тусклым серебром на матовом фоне. Иногда лощат, то есть заглаживают, всю поверхность изделия. Тогда оно напоминает сосуды из металла.

Повседневная посуда новгородских гончаров знакомит нас еще с одним приемом обработки – обваркой. Только что извлеченное из горна раскаленное изделие окунается в мучную болтушку, которая закипает и, испаряясь, оставляет на стенках сосуда причудливый узор в виде темных пятен со светлыми разводами. Раствор проникает в поры черепка, что придает изделию большую прочность.

Часто встречается сплошное покрытие сосудов ангобом, жидко разведенной глиной, или ангобная роспись. Ее можно увидеть на изделиях псковских и новгородских, вятских и курских мастеров.

Самое широкое признание в гончарстве получили прозрачные глазури. Они не только украшали вещи, но, прежде всего, предохраняли их от загрязнения, а стенки поливных сосудов не пропускали влагу.

Нередко гончары поливали горшки, миски, кринки только изнутри. Внешняя матовая поверхность изделия украшалась лишь отдельными мазками в виде полос или пятен, которые ярко блестели на пористом глиняном черепке.

Значительную часть коллекции составляет посуда с многоцветной росписью по белому фону. Это майолика. Делали ее из простых глин, но поливали не прозрачной глазурью, а эмалью, которая давала сплошное белое покрытие, скрывая черепок. Роспись выполняли по непросохшей поливе. Такой прием требовал быстрого и точного нанесения красок, последующие поправки были исключены.

Из крупных центров изготовления керамики наиболее полно в собрании Русского музея представлены изделия производственного объединения „Гжель“ и Скопинской фабрики художественной керамики. (Н. С. Григорьева. Гончарное искусство // Добрых рук мастерство. Произведения русского народного искусства в собрании ГРМ. Л., 1981. С. 109-111).

В 1889 году в подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики. Абрамцевская керамическая мастерская стала настоящим феноменом русской культуры.


Все произведения
Период:

Всего: 51
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Изразец
Изразец
XVII – начало XVIII века
Кумган
Кумган
XVIII век
Изразец печной
Изразец печной
XVIII век
Фрагмент изразцовой печи
Фрагмент изразцовой печи
XVIII век
Изразцы
Изразцы
XVIII век
Квасник
Квасник
Вторая половина XVIII века
Квасник
Квасник
Последняя треть XVIII века
Кувшин
Кувшин
1770-е
Кашпо
Кашпо
Последняя треть XVIII века
Кувшин
Кувшин
Последняя треть XVIII века
Сосуд-„орел“
Сосуд-„орел“
Конец XVIII — начало XIX века
Сосуд «Петух»
Сосуд «Петух»
XIX век
Изразец печной
Изразец печной
Первая треть XIX века
Кувшины
Кувшины
1835, 1836
Корчага
Корчага
Вторая половина XIX века
Кувшины
Кувшины
1850, 1852
Квасник «Полкан»
Квасник «Полкан»
Последняя треть XIX века
Баклага
Баклага
Конец XIX века
Бутыль и корчага
Бутыль и корчага
Вторая половина XIX — начало ХХ века
Квасник
Квасник
Последняя треть XIX — начало ХХ века
Шедевры
Период:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Изразец
Изразец
XVII – начало XVIII века
Кумган
Кумган
XVIII век
Изразцы
Изразцы
XVIII век
Квасник
Квасник
Последняя треть XVIII века
Сосуд-Полкан
Сосуд-Полкан
Последняя треть XIX – начало ХХ века
Сосуд-петух
Сосуд-петух
Последняя треть XIX – начало ХХ века
Скульптура "Медведь“
Скульптура "Медведь“
1994
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: