Набойка
Простейшим способом украшения тканей была набивка узора на домотканый холст с резной деревянной доски, покрытой краской.
Производство кубовой набойки было развито во многих губерниях России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Тверской, Псковской и других. Кубовая набойка широко применялась в крестьянском быту: из нее шили рубахи и порты, передники и сарафаны, делали покрывала, скатерти. Последние стелили на стол только в большие народные праздники – на свадьбу, в период весеннего сева или жатвы. Поэтому орнамент скатертей был традиционным и включал обязательные круги-розетки, изображения птиц как олицетворение солнца, света.
Резные набойные доски XVII века, как правило больших размеров, часто были двусторонними, с самостоятельным узором на каждой стороне. Набивные ткани XVII века исполнены по льняному или конопляному холсту черной краской и местами подцвечены от руки кистью. В них отражено все богатство орнамента – от простейших геометрических фигур до сложных переработок народными мастерами узоров иноземных шелков и бархатов. Орнамент густо заполняет всю плоскость холста, каждый мотив разузорен мелкими деталями. Из набойки шили церковные облачения, занавеси, шатры, знамена, использовали ее для переплетов книг, обивки стен и мебели.
Набивные ткани XVIII века наряду с традиционным льняным полотном исполнялись по миткалю – хлопчатобумажной основе. В преобладающем растительном орнаменте характерны цветы гвоздики, розы. Обогатилась цветовая палитра, в которой заметное место занял любимый в народе красный цвет различных оттенков.
В XIX–XX веках в крестьянском быту была распространена „кубовая“ синяя набойка. Для нее использовали небольшие квадратные доски – манеры, с узором, выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинами и шпеньками. Доску покрывали специальным составом – вапой – и отпечатывали ею узор на льняном домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась в густой синий цвет, а „зарезервированные“ вапой узоры выделялись тонким белым рисунком. Для изготовления синей краски с давних пор употребляли растение индиго.
Кубовой набойкой занимались специальные мастера-красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие окрестное население.
Существовали центры производства набойных досок, откуда они попадали к мастерам разных районов. Особенно оригинальными сюжетами выделяются доски с Севера, где кроме геометрического и растительного орнаментов встречаются изображения паровоза, самовара, вазонов с цветами.