Коллекция онлайн

Простейшим способом украшения тканей была набивка узора на домотканый холст с резной деревянной доски, покрытой краской.

Производство кубовой набойки было развито во многих губерниях России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Тверской, Псковской и других. Кубовая набойка широко применялась в крестьянском быту: из нее шили рубахи и порты, передники и сарафаны, делали покрывала, скатерти. Последние стелили на стол только в большие народные праздники – на свадьбу, в период весеннего сева или жатвы. Поэтому орнамент скатертей был традиционным и включал обязательные круги-розетки, изображения птиц как олицетворение солнца, света.

Резные набойные доски XVII века, как правило больших размеров, часто были двусторонними, с самостоятельным узором на каждой стороне. Набивные ткани XVII века исполнены по льняному или конопляному холсту черной краской и местами подцвечены от руки кистью. В них отражено все богатство орнамента – от простейших геометрических фигур до сложных переработок народными мастерами узоров иноземных шелков и бархатов. Орнамент густо заполняет всю плоскость холста, каждый мотив разузорен мелкими деталями. Из набойки шили церковные облачения, занавеси, шатры, знамена, использовали ее для переплетов книг, обивки стен и мебели.

Набивные ткани XVIII века наряду с традиционным льняным полотном исполнялись по миткалю – хлопчатобумажной основе. В преобладающем растительном орнаменте характерны цветы гвоздики, розы. Обогатилась цветовая палитра, в которой заметное место занял любимый в народе красный цвет различных оттенков.

В XIX–XX веках в крестьянском быту была распространена „кубовая“ синяя набойка. Для нее использовали небольшие квадратные доски – манеры, с узором, выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинами и шпеньками. Доску покрывали специальным составом – вапой – и отпечатывали ею узор на льняном домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась в густой синий цвет, а „зарезервированные“ вапой узоры выделялись тонким белым рисунком. Для изготовления синей краски с давних пор употребляли растение индиго.

Кубовой набойкой занимались специальные мастера-красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие окрестное население.

Существовали центры производства набойных досок, откуда они попадали к мастерам разных районов. Особенно оригинальными сюжетами выделяются доски с Севера, где кроме геометрического и растительного орнаментов встречаются изображения паровоза, самовара, вазонов с цветами.

 


Все произведения
Период:

Всего: 56
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Фрагмент набойки
Фрагмент набойки
Конец XVII- XVIII век
Набойная доска
Набойная доска
XVII век
Фрагмент набойки
Фрагмент набойки
XVII век
Фрагмент набойки
Фрагмент набойки
XVII век (?)
Набивная ткань
Набивная ткань
XVII век
Фрагмент набивной ткани
Фрагмент набивной ткани
Конец XVII века
Набивная ткань
Набивная ткань
XVIII век
Набойная доска
Набойная доска
XVIII век
Фрагмент набойки
Фрагмент набойки
XVIII век
Набивная ткань
Набивная ткань
XVIII век
Деталь сарафана
Деталь сарафана
ХIХ век
Заказник
Заказник
ХIХ век
Платок набивной
Платок набивной
1-я пол. XIX в.
Фрагмент набойки
Фрагмент набойки
XIX век
Шаль шелковая
Шаль шелковая
Вторая треть XIX века
Костюм просватанной девушки
Костюм просватанной девушки
XIX век
Набойные доски
Набойные доски
XIX век
Платок
Платок
Середина XIX века
Платок головной (шаль)
Платок головной (шаль)
Середина XIX века
Платок головной фабричный
Платок головной фабричный
Середина XIX века
Шедевры

Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Набивная скатерть
Набивная скатерть
1910-е
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: