Чайник с крышкой «Физкультурник — будущий боец»
Дмитровский фарфоровый завод (белье), Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум (роспись). 1930–1932
- Фарфор, роспись надглазурная (аэрограф по трафарету). 12 х 21,5 х 12
- ДФ-1341 а,б
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Спортивно-физкультурные мотивы, ранее не вызывавшие пристального внимания художников, начиная с 1920–1930-х годов были идеологически востребованы и заняли значительное место в тематической структуре советского фарфора. Первые изображения спортсменов появились в массовой скульптуре, агитировавшей молодежь за здоровый образ жизни и активные занятия физической культурой. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 19.
В связи с работами ЛГХПТ (Ленинградского государственного художественно-промышленного техникума) и фабрики «Пролетарий» нужно отметить и широкое использование в искусстве керамики 1920–1930-х годов механических техник декора (роспись аэрографом по трафарету, цветная печать), менее сложных, по сравнению с ручной росписью, и позволявших значительно увеличить объем производства. Техника аэрографии также нашла применение в ранних произведениях Дмитровской и Дулёвской фабрик, ориентированных на выпуск массовой продукции, в отличие от ГФЗ–ЛФЗ, произведения которого тиражировались небольшими сериями. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 12-13.
Без марки; на обороте дна чайника черная надглазурная надпись: Н. Пащинская.
С лета 1939 украшающий чайник лозунг в несколько измененном виде — «Сегодня физкультурник — завтра боец» — стал девизом ежегодного Всесоюзного дня физкультурника.