Коллекция онлайн

Пащинская Н. Н.
(автор и исполнитель росписи)
1911–1976

Чайник с крышкой «Физкультурник — будущий боец»

Дмитровский фарфоровый завод (белье), Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум (роспись). 1930–1932


Спортивно-физкультурные мотивы, ранее не вызывавшие пристального внимания художников, начиная с 1920–1930-х годов были идеологически востребованы и заняли значительное место в тематической структуре советского фарфора. Первые изображения спортсменов появились в массовой скульптуре, агитировавшей молодежь за здоровый образ жизни и активные занятия физической культурой. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 19.

В связи с работами ЛГХПТ (Ленинградского государственного художественно-промышленного техникума) и фабрики «Пролетарий» нужно отметить и широкое использование в искусстве керамики 1920–1930-х годов механических техник декора (роспись аэрографом по трафарету, цветная печать), менее сложных, по сравнению с ручной росписью, и позволявших значительно увеличить объем производства. Техника аэрографии также нашла применение в ранних произведениях Дмитровской и Дулёвской фабрик, ориентированных на выпуск массовой продукции, в отличие от ГФЗ–ЛФЗ, произведения которого тиражировались небольшими сериями. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 12-13.

Без марки; на обороте дна чайника черная надглазурная надпись: Н. Пащинская.

С лета 1939 украшающий чайник лозунг в несколько измененном виде — «Сегодня физкультурник — завтра боец» — стал девизом ежегодного Всесоюзного дня физкультурника.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: