Садко
По модели 1899–1900
- Майолика, цветная глазурь с металлическим отблеском, восстановительный обжиг. 41 х 33 х 27
- ФС-1479
Пост. в 1973 от М. Г. Платунова
Впечатления от любимой музыки Николая Римского-Корсакова, так же как и от весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, старинной былины о Садко Врубель претворил в полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». Полуфигуры «Девушка в венке (Снегурочка)», «Весна», «Царь Берендей», «Морская царевна (Волхова)», «Садко», «Морской царь», порой существующие в нескольких вариантах, разнятся друг от друга колоритом. Благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и «неправильно» покрывающей поверхность, скульптуры обретают дополнительные черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.
Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Существующие в нескольких вариантах, произведения разнятся колоритом и особенностями поливы. Рассчитанные на существование в интерьере, они архитектоничны, то остры, то мягки или плавны по очертаниям. Исполненные лиризма и мужественности образы благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и „неправильно“ покрывающей поверхность фигур, обретают дополнительной черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.
Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора. Среди них и "Садко" – главный персонаж одноименной оперы.
________________
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье – перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
Премьера оперы-былины на музыку Н.А.Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году. Сказка в России. СПб, 2001. С. 166.