Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Маска льва

Модель 1891. 1891


Врубель обращается к новым для себя видам искусства и каждый раз достигает высоких результатов. В 1890 Врубель участвовал в организации гончарной мастерской в Абрамцеве. Отзвук тех дней — отмеченный мощью, экспрессией лепки майоликовый горельеф «Голова львицы» (1891, ГРМ), варианты которого украшали ворота дома Мамонтовых в Москве. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 9.

Произведение связано с оформлением ворот дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве. Подобные изображения были использованы в декоре печи-лежанки и скамьи в Абрамцевской усадьбе Мамонтовых. В 1910-е годы изображение львиной маски фигурировало на фирменных бланках Абрамцевской керамической мастерской. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 296

Работа в Абрамцевской керамической мастерской оказала большое влияние на мастера. Погрузившись в стихию Подмосковной художественной жизни, М. А. Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе  сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. Одним из излюбленных для Врубеля стал образ льва, как символ власти и мощи, который, перекочевав с Востока, занял достойное место в русской символике. Характерные для майолики мягкие, округлые линии придали хищному животному добрый и мягкий характер. Подобные изображения были использованы в декоре печи-лежанки и скамьи в Абрамцевской усадьбе Мамонтовых. Произведение связано с оформлением ворот дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве. В 1910-е изображение львиной маски фигурировало на фирменных бланках Абрамцевской керамической мастерской.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: