Образок-сердечко «Поклонение волхвов»
Россия. Середина XVIII века
- Медь, живопись на эмали, металлическая оправа с цепочкой. 5 х 4 х 0,3
- ОНИ/Р-670
Пост. в 1952 из ОДПИ (ранее – собрание Ф. М. Плюшкина (?))
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Образок-сердечко с финифтяными миниатюрами религиозного содержания был составной частью нательного украшения. Его носили на платье, прикрепляя к цепочке, броши или банту. Такой тип подвески получил широкое распространение в России в период правления императрицы Елизаветы Петровны, когда в русском искусстве главенствовал стиль барокко. Это художественное направление оказывало большое влияние на церковную культуру и нашло отражение в декоративном убранстве предметов культа. Присущие ему черты – динамизм, эмоциональное напряжение и яркость изобразительного языка характерны для миниатюр-дробниц, составляющих фигурные образки в виде сердечка. Для создания композиций, включающих сцены житийного и праздничного цикла, в основном используются барочные образцы. Но русские художники осознанно изменяют композицию первоисточника, упрощая и подчиняя их декоративным особенностям живописной миниатюры. Валентина Борисова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 57.
Событие описано в Евангелии от Матфея.
Волхвы по замеченной ими на востоке чудной звезде совершили путь в Вифлеем на поклонение младенцу Христу, так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождение Спасителя мира.
„Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока <…> И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, / И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши
поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну“. Мф. 2, 1–12. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.