«Красные и белые»
Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Комплект шахматных фигур. Модель — 1922. 1934
- Фарфор, лепка, роспись надглазурная, золочение, серебрение, цировка;
- СФ-3146–3176
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Спортивно-физкультурные мотивы, ранее не вызывавшие пристального внимания художников, начиная с 1920–1930-х годов были идеологически востребованы и заняли значительное место в тематической структуре советского фарфора. Первые изображения спортсменов появились в массовой скульптуре, агитировавшей молодежь за здоровый образ жизни и активные занятия физической культурой.
Основоположницей спортивной тематики на фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова стала «главный скульптор советского агитационного фарфора», заведующая скульптурным отделением Наталья Данько, в пластике которой эти мотивы получили наиболее яркое воплощение. На волне большой популярности шахматного спорта в 1922 году она создает снискавшие широкую известность шахматы «Красные и белые», в которых аллегорическим языком старый мир царской России противопоставляется новому советскому общественному строю. В 1930-е годы Данько продолжила работу над темой, исполнив множество моделей, посвященных спорту. Все они отвечали государственной идеологической программе и были рассчитаны на массовый тираж. Романтикой революционного времени овеяны скульптуры из серии «Девушки-физкультурницы»: «Физкультурница с мячом», «Девушка с мячом», «Теннисистка», «Купальщица». Они демонстрируют разнообразные поиски пластического движения женского тела. Другую группу работ составляют оригинальные предметы, в которых геометрические объемные формы постаментов объединены с реалистически трактованной скульптурой (курительный прибор «Курильщик и спортсмен», чернильницы «Физкультурницы» и «Игра в шашки»). Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 19.
Одним из ведущих художников 1920–1930-х годов, запечатлевших героев нового времени, стала Наталья Данько, поступившая еще в 1914 году на ИФЗ помощником заведующего скульптурной мастерской, а с 1 августа 1919-го возглавившая скульптурную мастерскую Государственного фарфорового завода. В начале 1920-х годов спортивная тематика в ее творчестве практически отсутствует, уступая место более насущным вопросам — голоду, разрухе, политической агитации. Из работ этого времени можно отметить только шахматы «Красные и белые», отразившие противостояние эпохи Гражданской войны.
Показать полный текстВ середине 1920-х художник начинает обращаться к новым героям, создав фигуры «Футболист» и «Баскетболистка», тиражировавшиеся на ЛФЗ и Дмитровской фабрике в Вербилках. В 1930-е годы среди произведений Данько появляются физкультурницы, баскетболистки, теннисистки и девушки с мячом, подчеркивающие возрастающую роль женщины, связанную не только с убылью мужского населения в годы Первой Мировой и Гражданской войн, но и с приходом на смену русской крестьянке и угнетенной мусульманке новой активной самостоятельной женщины, работницы, спортсменки. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 12.
Автор эскиза росписи шахмат — Е. Я. Данько, которую не следует путать с художниками, непосредственно выполнявшими роспись тиражировавшихся шахматных фигур (А. А. Скворцов, М. П. Кириллова, Г. М. Горьков и др.). Подробные сведения об истории создания шахмат «Красные и белые», экземплярах в других коллекциях, повторениях и подделках приведены в статье Э. Б. Самецкой, работе Т. Н. Носович и И. П. Поповой, монографии В. В. Левшенкова (Самецкая Э. Красные и белые // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2002, № 2. С. 49–61; Носович, Попова 2005. С. 350–353; Левшенков 2012. С. 170, 488). Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 201.
Белые фигуры:
Король — 11 х 3,5 х 3;
Ферзь — 10,2 х 3,5 х 3;
Слон — 9,5 х 3,5 х 3;
Конь (2) — 8,3 х 3,5 х 2,5 (каждый);
Ладья (2) — 6,5 х 5,5 х 2,5 (каждая);
Пешка (8) — 6 х 3 х 2 (каждая).
Красные фигуры:
Король — 11 х 3 х 3;
Ферзь — 10,2 х 3,5 х 3;
Слон (2) — 9,5 х 3 х 3 (каждый);
Конь (2) — 7,7 х 3,5 х 2,5 (каждый);
Ладья (2) — 7 х 4,8 х 2,3 (каждая);
Пешка (8) — 6 х 4 х 2,5 (каждая).
Марка синяя (на большинстве фигур) или черная (на СФ-3151, 3152, 3155, 3157–3159) по бисквиту: серп, молот, часть шестерни и дата: 1934