Пейзаж на острове Мадейра
1850
- Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, лак. 19,9 x 24,6
- Р-13104
Пост. в 1928 от А. П. Боткиной (собрание С. С. Боткина)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Тяжело больной К. П. Брюллов покинул Петербург в апреле 1849 в сопровождении своих учеников Н. А. Лукашевича и М. И. Железнова. Он предполагал из Португалии отплыть на остров Св. Екатерины, но остановил свой выбор на острове Мадейра по совету русского посланника С. Г. Ломоносова. Здесь он провел около года до своего отъезда в Испанию, поселившись в главном городе острова Фунхале (Фуншале) и продолжая много работать. Описание дома, где проживал Брюллов с учениками, оставил русский путешественник А. Горковенко: «домик их называется Quinta da Rosas, по прекрасной розовой аллее, идущей от калитки сада до самого крыльца. В этом маленьком саде собраны все растения от пальм и бананов до кофейного и чайного дерева; чудный ароматический воздух делает его настоящим раем. Из окон виден весь рейд Фунчале, самый город и даже далекие острова Дезерты» (Цит. по: Бехтиева Е. Карл Брюллов на острове Мадейра // Русская галерея. 2001. № 1. С. 30). «Пейзаж на острове Мадейра» — редкий в творчестве Брюллова пример обращения к жанру пейзажа. Художник топографически точен, как установила Е. Бехтиева, в центральной части изображена кинта Quinta do Ribero Real, справа — Quinta das Cruzers, в левой части видны кипарисы на английском кладбище. Она же предложила уточнение датировки — апрель 1850 года (Там же. С. 31). Н. Н. Соломатина // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 389.
Справа внизу подпись и дата: Madeira C: Brulloff 1850; на обороте справа вверху надпись графитным карандашом: К. Брюлловъ отъ Гризара С. Боткин 1904