Коллекция онлайн

1717, село Смоленское Верейского уезда - 1770, Санкт-Петербург

Охотничий павильон в Зверинце Царского Села

1755

  • Бумага на холсте, тушь, кисть, перо. 41,7 х 65,1 (очерчен, в свету)
  • Р-1312

  • Пост. в 1918–1926 из собрания В. Н. Аргутинского-Долгорукова, ранее — собрание Н. С. Долгорукова, до 1894 — собрание ИАН


Загородная серия <Махаева> состояла из пяти листов. Три больших вида представляли три загородных дворца, а еще два пейзажа поменьше – павильоны в Царскосельском парке (Гр.-31861, Гр.-31858). Если дворцы в Царском Селе (Гр.-31868, Гр.-31969) и Петергофе (Гр.-3129) изображены Махаевым фронтально, так, как это было принято еще в петровское время, то ракурс дворца в Ораниенбауме (Гр.-31782) гораздо более современен. Юлия Ходько. Похвала столичному городу Санкт-Петербургу // Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 13.

Работая над видами пригородов, Махаев, без сомнения, пользовался собственной камерой-обскурой. Документы впервые упоминают о ней в 1753 году. Это приспособление значительно ускоряло натурный этап работы. Но камера-обскура не позволяла снимать протяженный вид целиком, так как изображение в ней фокусировалось неравномерно. Поэтому пейзаж приходилось компоновать в мастерской из снятых с помощью камеры-обскуры фрагментов. Работа над пятью рисунками загородных резиденций продолжалась в течение 1754–1756 годов. До наших дней дошли три из них. Вероятно, именно они послужили оригиналами для гравюр пригородной серии — это виды дворцов в Ораниенбауме (1756) и Петергофе (Р-28996) и Охотничьего павильона в Царском Селе (Р-1312). Еще один лист с изображением Ораниенбаумского дворца (Р-1311), скорее всего, является уменьшенным повторением-вариантом большого рисунка. Там же. C. 13-14.

23–27 августа 1754 года Махаев «снял» с натуры три «проспекта» Царского Села: вид дворца, Охотничьего павильона и павильона «Эрмитаж». В июне 1755 года рисунки были закончены в мастерской. Из них сохранился только один, послуживший оригиналом для гравюры Е. Г. Виноградова (Гр.-31858). При сильном увеличении на листе видны следы вспомогательных линий, образующих сетку. Они прочерчены либо во время переноса композиции с чернового рисунка, либо для переноса ее на медную доску. Охотничий павильон или Монбижу (mon bijou — фр. моя драгоценность) был выстроен по проектам С. И. Чевакинского и Ф.-Б. Растрелли в 1747–1754 годах в центре Зверинца — той части Царскосельского парка, которая была отведена для царской охоты. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 38.

Справа внизу железогалловыми чернилами: Aprobatum Joseph Valeriani [Одобрено Иосиф Валериани]

На паспарту справа внизу тушью: Aprobatum Joseph Valeriani.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: