Коллекция онлайн

1717, село Смоленское Верейского уезда - 1770, Санкт-Петербург

Петергоф. Большой дворец со стороны залива

1756


Загородная серия <Махаева> состояла из пяти листов. Три больших вида представляли три загородных дворца, а еще два пейзажа поменьше – павильоны в Царскосельском парке (Гр.-31861, Гр.-31858). Если дворцы в Царском Селе (Гр.-31868, Гр.-31969) и Петергофе (Гр.-3129) изображены Махаевым фронтально, так, как это было принято еще в петровское время, то ракурс дворца в Ораниенбауме (Гр.-31782) гораздо более современен. Юлия Ходько. Похвала столичному городу Санкт-Петербургу // Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 13.

Работая над видами пригородов, Махаев, без сомнения, пользовался собственной камерой-обскурой. Документы впервые упоминают о ней в 1753 году. Это приспособление значительно ускоряло натурный этап работы. Но камера-обскура не позволяла снимать протяженный вид целиком, так как изображение в ней фокусировалось неравномерно. Поэтому пейзаж приходилось компоновать в мастерской из снятых с помощью камеры-обскуры фрагментов. Работа над пятью рисунками загородных резиденций продолжалась в течение 1754–1756 годов. До наших дней дошли три из них. Вероятно, именно они послужили оригиналами для гравюр пригородной серии — это виды дворцов в Ораниенбауме (1756) и Петергофе (Р-28996) и Охотничьего павильона в Царском Селе (Р-1312). Еще один лист с изображением Ораниенбаумского дворца (Р-1311), скорее всего, является уменьшенным повторением-вариантом большого рисунка. Там же. C. 13-14.

Натурный рисунок исполнен летом 1755 года. Вид завершен в мастерской в конце августа 1756 года. Послужил оригиналом для гравюры П. А. Артемьева и Н. Ф. Челнакова (Гр.-3129). Петергофский дворец изображен после перестройки, осуществленной Ф.-Б. Растрелли в 1745–1755 годах. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 35.

Справа внизу железогалловыми чернилами: Aprobatum dici 4º septembris 1756 / [Josef Valeriani] (Одобрено 4 сентября 1756 [Иосиф Валериани]) На паспарту тушью: Aprobatum dici 4º septembris 1756 / Josef Valeriani


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: