Снегурочка
Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Русская частная опера С. И. Мамонтова, Москва (сезон 1896–1897). Повторение эскиза костюма (1885, ГТГ). 1895
- Бумага, акварель, итальянский карандаш. 25,3 × 15,2
- Р-13345
Пост. в 1931 от К. П. Хохлова, Москва; ранее — собрание С. С. Боткина, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
«Абрамцевский кружок» — собрание единомышленников, увлеченных задачей обновления русского искусства на основе национальной традиции, естественно тяготел к коллективным и синтетическим формам творчества. <...> Став активным членом кружка, Васнецов оказался вовлечен в целый ряд крупных проектов: написал большие панно для украшения правления Донецкой железной дороги, сочинил эскизы декораций и костюмов к постановке «Снегурочки» А. Н. Островского на домашней сцене у Саввы Мамонтова <...>. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 61.
Как ни странно, пьеса А. Н. Островского не сразу нашла понимание и отклик у современников <...>. Поэтическая пьеса-сказка, где действуют Дед Мороз, Весна Красна, Леший, а место действия страна Берендеев, в глазах общественности не вязалась с представлением об узнаваемом, конкретном, «почвенном» российском драматурге.
Иной оказалась судьба «Весенней сказки» в молодом и энергичном мамонтовском окружении. Сначала это был любительский спектакль, сыгранный на Рождество 1882 года в семье Мамонтова. <...> В 1885 состоялась постановка оперной версии на музыку А. Н. Римского-Корсакова в Частной опере Мамонтова, где роли исполняли молодые профессиональные артисты. Мамонтовские постановки имели успех, которому во многом способствовали декорации и костюмы Васнецова. Художник, не имевший ранее необходимой практики в этой области, не скованный существующей театральной традицией, оказался особенно восприимчив к самому духу волшебной сказки, случившейся, по определению Островского, «в доисторические времена», столь притягательные и для Васнецова. Опора на народные мифы, сказания, фольклор, где органично сосуществовали реальные и фантастические персонажи, соответствие народному представлению о красоте были близки поискам живописца.
<...>
Главные герои пьесы — Дед Мороз, Весна Красна, Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь — изображены Васнецовым на отдельных листах. <...> У мифологических персонажей: Мороза, Весны, самой Снегурочки в одежде доминирует белый цвет — они над бытом, не укоренены в обыденной крестьянской жизни, появляются и исчезают, как явления природы. Но и у этих фантастических героев чувствуются характер и индивидуальность.<...>. Снегурочка в интерпретации художника прозрачно-призрачна <...>. Рубаха, поверх которой одет сарафан, украшена по подолу воланом с кружевами. Костюм лишь слегка расцвечен узором, написанным легкими касаниями акварели, и вся фигурка кажется почти бесплотной, как мечта. Е. В. Нестерова. «Нет другого художника для Снегурочки…». Театрально-декорационная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 171-172.