Голова мужчины в скуфье
Этюд к картине «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ). Около 1884
- Бумага желтоватая, графитный карандаш, растушка
- Р-13383
Пост. в 1917–1928 от А. П. Боткиной (собрание С. С. Боткина), Петроград
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 17.
* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.
Графическое наследие Сурикова обширно и насчитывает сотни листов, среди которых не только эскизы и этюды к его большим полотнам, но и работы в разных жанрах, имеющие самостоятельное значение: пейзажи, портреты, бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям и популярным изданиям, карикатуры, не лишенные остроумия и политической остроты. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 20.