Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Голова мужчины в скуфье

Этюд к картине «Боярыня Морозова» (1887, ГТГ). Около 1884


Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 17.

* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.

Графическое наследие Сурикова обширно и насчитывает сотни листов, среди которых не только эскизы и этюды к его большим полотнам, но и работы в разных жанрах, имеющие самостоятельное значение: пейзажи, портреты, бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям и популярным изданиям, карикатуры, не лишенные остроумия и политической остроты. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 20.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: