Натурщик в белой драпировке
Этюд для иконы «Святой Кирилл Александрийский», исполненной в Венеции для Кирилловской церкви в Киеве. 1885
- Картон, акварель, лак. 24 x 19,6 (овал)
- Р-13457
Пост. в 1911 от А. А. Врубель, сестры художника, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
«Киевский» период в творчестве мастера (май 1884 — сентябрь 1889) отмечен созданием ряда бесспорных шедевров, ставших открытиями в национальном искусстве. В ноябре 1884 — апреле 1885 года он изучал несущие византийское влияние мозаики собора Сан-Марко в Венеции, церквей на острове Торчелло и в Равенне, готовился писать иконы для Кирилловской церкви. Его акварели, богатые по колориту, мастерские, свидетельствуют о потрясении своеобразием этого города, живописью эпохи Ренессанса, о творческом претворении ее наследия. … С мыслью о будущих иконах создан «Портрет священника в лиловой рясе» (1885, ГРМ, Р-499), и «Натурщик в белой драпировке». В последней, этюде к иконе «Святой Кирилл», полно значительности строгое лицо, отрешенное от сиюминутных волнений. Мастерски, легкими прозрачными мазками серых и желтых тонов написаны белые ризы. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 6-7.
Открытость разнообразным впечатлениям и готовность к экспериментам в соединении с осмысленным и очень личным подходом к наследию старых мастеров, яркая оригинальность взглядов и стиля — все эти свойства дарования Врубеля проявились уже в самом начале его самостоятельного пути, в Киеве, куда художник был приглашен А. В. Праховым для реставрации фресок Кирилловской церкви. Это еще не так заметно в акварелях, созданных им во время краткого пребывания в Венеции (ноябрь 1884 — апрель 1885): «Лаццарони» (1885, ГРМ, Р-13467), «Священник в лиловой рясе» (1885, ГРМ, Р-499), «Натурщик в белой драпировке» (1885, ГРМ, Р-13457). В них Врубель, продолжая оттачивать колористическое мастерство, достигает все более и более изощренной тонкости цветовых гармоний. Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С.21.
Внизу авторская надпись: Венецiя 1885
На обороте: Портрет итальянки, позировавшей Врубелю для образа Богоматери для иконы Кирилловской церкви. 1885
Картон, акварель, лак. 24 x 19,6 (овал)
Р-13457 (оборот)
Оборот картона раскрыт после реставрации 1967 года. На листе из венецианского альбома Врубеля под наброском с той же модели (КМРИ, тушь, перо) имеется авторская надпись: „21 DV / W / Cъ позволенiя сказать / …итальянка, позирующая / мн_ для Богоматери / акварель и рисунокъ для Картона“ (См.: Врубель. Переписка. Ил. 26). Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 288.