Коллекция онлайн

Самая известная работа Бенуа из серии, созданной им в 1907–1910 годах для издания И. Н. Кнебеля «Русская история в картинках». Воплощением Павловской эпохи для Бенуа во многом стало увлечение императора военной муштрой и парадами. Еще в 1903 году художник исполнил акварель «Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I». Работая для Кнебеля, он отчасти использовал ранее найденное решение. Наталия Соломатина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 236.

Романтический Михайловский замок предстает на рисунке Бенуа во всем великолепии и блеске тех недолгих сорока дней февраля — марта 1801 года, когда он являлся царской резиденцией. На площади перед замком, с которого еще не сняты строительные леса, Павел принимает парад. Тема парада выбрана не случайно. Каждое движение затянутых в зелено-красную прусскую форму «оловянных солдатиков» со смешными косичками рассчитано и выверено, все подчинено общему порядку и ритму, здесь нет места ничему, что не предусматривал бы устав. Парад — своего рода символ павловской эпохи, так мрачно и таинственно закончившейся убийством Павла I в Михайловском замке 11 марта 1801 года. Юлия Солонович // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 161.

В восприятии художника, Павел I — образ весьма романтический, полный рыцарского благородства, но и трагически безумный. Картина была выполнена в цикле живописных работ для серии книгоиздателя И. Н. Кнебеля «Русская история в картинах» и стала лучшей среди исторических композиций художника. Этот цикл, помимо произведений Бенуа, включал также работы В. А. Серова, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере и других известных мастеров.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: