Коллекция онлайн

1866, Гродно – 1924, Париж

Почтальон

Эскиз костюма к балету «Фея кукол». 1903. Музыка Й. Байера, хореография С. Г. и Н. Г. Легат. Санкт-Петербург, Эрмитажный театр, 7 февраля 1903; Мариинский театр, 16 февраля 1903. 1903


Известность Бакста как театрального художника началась с балета «Фея кукол». Банальный по содержанию и традиционный по хореографии балет братьев Легат ставился на многих сценах Европы. Но лишь благодаря «талантливому труду» Бакста он обрел совершенно новое звучание.

Местом действия был выбран Петербург 1840–1850-х годов с его Гостиным двором, где устраивались кукольные базары, и Невским проспектом, видимым за окнами игрушечного магазина. Реальным картинам старого Петербурга отвечали костюмы персонажей, среди которых выделялся своей острой характерностью Почтальон в форменной одежде. Представительницей оживающего по ходу действия царства игрушек является Кукла-француженка в строгом и элегантном платье с тщательно проработанными деталями.

Высокий художественный вкус и чувство стиля позволили Баксту «из глупенького балета „Фея кукол“» создать «чудесную чисто гофмановскую сказку» (Бенуа). В 1909 году об этом балете писал корреспондент газеты «Речь»: «„Фея кукол“ — одно из самых изящных и утонченных созданий современного искусства <…> Невозможно оторваться от этих восхитительных костюмов, где каждая точка, каждое пятнышко, каждый бантик, локон, перчатка, даже мушка так тонко задуманы, так стильны и красочно необходимы».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: