Коллекция онлайн

1838, Курск — 1869, Курск

Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе

1861

  • Бумага, уголь, мел. 148,9 х 211,1
  • Р-14990

  • Пост. из собрания Е. Г. Шварца (дата пост.не известна)


За это произведение, созданное как дипломный отчет по окончании ИАХ, Шварц был удостоен большой серебряной медали (1862).

Картон впоследствии использован для создания одноименной картины 1864, находящейся в ГТГ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 342.

Это произведение, хотя и было исполнено учеником ИАХ, заняло особое место в истории искусства. По авторитетной оценке критика В. В. Стасова, оно явилось точкой отсчета в развитии «настоящей исторической живописи». Столь высокую оценку произведение получило благодаря тому, что молодой художник, избежав условности и идеализации, принятой в академическом искусстве, создал психологически правдивый и драматичный образ страдающего царя-убийцы. Шварц достиг подлинного историзма, найдя оригинальное композиционное решение и освещение, внимательно изучив реалии эпохи для изображения предметной среды. Монументальность, отвечающая масштабу трагедии, возвышает этот черно-белый картон над живописной картиной (ГТГ), созданной по нему позднее. Ирина Верховская // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 112.

Основоположником ... историко-бытовой линии – выступает в это десятилетие (<1860-е>) «движимый страстной любовью к родной старине» В. Г. Шварц. Уже в одной из самых ранних своих работ – картоне «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе» (1861), представленном к экзамену в Академии художеств, молодой художник заявил себя не только весьма профессионально зрелым, но и вполне самостоятельным мастером, стремящимся по-новому трактовать отечественную историю. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в России были достигнуты заметные успехи в области исторической науки, археологии, этнографии. Создавалась та научная основа, которая способствовала развитию исторического романа и расцвету исторической драматургии. Отставала от них лишь живопись. Академический исторический жанр оставался далеким от жизни, самым консервативным. На произведениях лежал, как правило, мертвящий штамп. Художники шли по линии идеализации и чисто внешнего описания, используя канонизированный набор рутинных приемов, соответствующих условному историзму. Картон Шварца (положивший начало теме, увлекшей впоследствии Репина) в корне отличался от подобного рода работ. Абстрагируясь от ложной героизации и нарочитой атрибутики, изображая Грозного как человека, охваченного тяжелыми раздумьями, художник дает совершенно новую для исторической картины на отечественный сюжет психологическую и к тому же неоднозначную характеристику образа. Замершие у гроба фигуры монахов, горящие свечи, прорезающие мрак комнаты, усиливают гнетущее настроение. В. В. Стасов считал, что «от «Ивана Грозного» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись»*. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.

* Цит. по: Верещагина А. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л.; М., 1960. С. 38. Цит. по: Верещагина А. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л.; М., 1960. С. 38.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: