За это произведение, созданное как дипломный отчет по окончании ИАХ, Шварц был удостоен большой серебряной медали (1862).
Картон впоследствии использован для создания одноименной картины 1864, находящейся в ГТГ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 342.
Это произведение, хотя и было исполнено учеником ИАХ, заняло особое место в истории искусства. По авторитетной оценке критика В. В. Стасова, оно явилось точкой отсчета в развитии «настоящей исторической живописи». Столь высокую оценку произведение получило благодаря тому, что молодой художник, избежав условности и идеализации, принятой в академическом искусстве, создал психологически правдивый и драматичный образ страдающего царя-убийцы. Шварц достиг подлинного историзма, найдя оригинальное композиционное решение и освещение, внимательно изучив реалии эпохи для изображения предметной среды. Монументальность, отвечающая масштабу трагедии, возвышает этот черно-белый картон над живописной картиной (ГТГ), созданной по нему позднее. Ирина Верховская // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 112.
Основоположником ... историко-бытовой линии – выступает в это десятилетие (<1860-е>) «движимый страстной любовью к родной старине» В. Г. Шварц. Уже в одной из самых ранних своих работ – картоне «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе» (1861), представленном к экзамену в Академии художеств, молодой художник заявил себя не только весьма профессионально зрелым, но и вполне самостоятельным мастером, стремящимся по-новому трактовать отечественную историю. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в России были достигнуты заметные успехи в области исторической науки, археологии, этнографии. Создавалась та научная основа, которая способствовала развитию исторического романа и расцвету исторической драматургии. Отставала от них лишь живопись. Академический исторический жанр оставался далеким от жизни, самым консервативным. На произведениях лежал, как правило, мертвящий штамп. Художники шли по линии идеализации и чисто внешнего описания, используя канонизированный набор рутинных приемов, соответствующих условному историзму. Картон Шварца (положивший начало теме, увлекшей впоследствии Репина) в корне отличался от подобного рода работ. Абстрагируясь от ложной героизации и нарочитой атрибутики, изображая Грозного как человека, охваченного тяжелыми раздумьями, художник дает совершенно новую для исторической картины на отечественный сюжет психологическую и к тому же неоднозначную характеристику образа. Замершие у гроба фигуры монахов, горящие свечи, прорезающие мрак комнаты, усиливают гнетущее настроение. В. В. Стасов считал, что «от «Ивана Грозного» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись»*. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.
* Цит. по: Верещагина А. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л.; М., 1960. С. 38. Цит. по: Верещагина А. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л.; М., 1960. С. 38.