Коллекция онлайн

1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца

Марокко. Две фигуры в древнем здании

1890-е


Самой «освоенной» русскими художниками африканской территорией в XIX –начале XX века стали Египет и страны Магриба (территории современных стран Алжира, Туниса, Марокко и Ливии). Именно с фиксации древних памятников и египетских пейзажей начиналась «русская иконография» черного континента. Наиболее ранние работы из представленных на выставке – серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых. <…> Жанровое начало, интерес к местным народам и традициям, необычным типажам все явственнее проявлялись в произведениях художников уже следующих поколений – Константина и Николая Маковских, Валерия Якоби, неоднократно посещавших Северную Африку в 1870–1880-х годах. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 5-6.

Валерий Якоби, один из основателей Товарищества художников-передвижников, с конца 1870-х годов стал заядлым путешественником. Маршруты его поездок не ограничиваются Европой. Он посещал побережье Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко), оазисы Сахары. Этюды, созданные им в поездках, достаточно часто экспонировались на художественных выставках в России. Современники отмечали его «умение передавать блеск красок и солнца». В 1896 году журнал «Всемирная иллюстрация» сообщал своим читателям, что «из каждого [путешествия Якоби] привозил целый ряд этюдов и картин, отличающихся той уже яркостью красок, умением схватывать сущность и юмором, каким отличаются и лучшие его картины. Особенно замечательны в этом отношении его картины из североафриканской природы и жизни». Наполненные солнцем и африканским зноем акварели Якоби дают не только представление о Танжере конца XIX века, но и о его жителях. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 62.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: