Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Бичевание Христа

Эскизы и картоны к росписям Исаакиевского собора. Эскиз для росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. 1843–1844


В 1843 году К. П. Брюллов был приглашен для создания росписей в Исаакиевском соборе наряду с другими ведущими русскими живописцами первой половины XIX века — В. К. Шебуевым, П. В. Басиным, Ф. А. Бруни. Он должен был расписать главный купол и центральное подкупольное пространство храма. Каждый этап работы строго регламентировался Комиссией по построению собора. Необходимо было представить графический эскиз, отражающий общий замысел, а затем живописный, предлагающий цветовое решение, эти эскизы утверждались лично Николаем I. После в полный размер будущей росписи исполнялся картон, который рассматривался Синодом. Среди графических эскизов, представленных Брюлловым 17 ноября 1843 императору, все 22 эскиза были отвергнуты. Позже новые эскизы получили высочайшее одобрение.

В собрании Русского музея хранится уникальный по полноте комплекс произведений Брюллова, связанных с Исаакиевским собором, который сформировался, в основном, с 1897 по 1932 год. Он отражает не только все этапы работы художника, связанные с подготовкой эскизов и картонов, но и включает его рабочие альбомы, фиксирующие рождение замысла и поиски. Картоны, утратившие авторство К. П. Брюллова, были атрибутированы Е. Н. Петровой (См.: Петрова Е. Н. Картоны К. П. Брюллова и П. В. Басина для Исаакиевского собора // Русская графика XVIII — первой половины XIX века. Новые материалы. Л., 1984. С. 168–184). Н. Н. Соломатина // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 386.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: