Коллекция онлайн

1779, Москва - 1848, Санкт-Петербург

Вид на Бештау со стороны Машука

1803-1804


В первой половине XIX века, как и прежде, часто предпринимались экспедиции и путешествия, сопровождаемые художниками. Сохранились рисунки и акварели, исполненные И. А. Ивановым во время путешествия с Н. А. Львовым по Крыму и Кавказу.

Преимущество бытовых ситуаций перед архитектурными достопримечательностями заметно в разных видовых композициях И. А. Иванова. Но его стремление к жизнеподобию этим не ограничивается. Колористически и композиционно виды этого художника решены прежде всего подобными натуре. Для этого Иванов пользуется разными техниками — то акварелью, то цветными карандашами, то добавляет гуашь, чтобы создать иллюзию атмосферы, насыщенной воздухом и влагой, раскаленной или преддождевой. Особенно примечателен в этом смысле „Вид горы Бештовой“. В нем передана именно атмосфера, насыщенная влагой, газами. Она окутывает все и стирает отчетливость контуров. В той же композиции художник изобразил обыденную деловую обстановку, сопутствующую работе: одни люди ставят палатку, другие — что-то замеряют. В его рисунке пейзаж и люди нераздельны. Но в отличие от романтиков Иванов не ищет в природе созвучия с собственным настроением. Он передает именно видимое в природе, фиксирует непосредственные наблюдения, слегка поэтизируя их. Е. Н. Петрова. Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века. СПб. 2005. С. 163.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: