Портрет Надежды Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев
1904
- Бумага на бумаге, акварель, графитный карандаш, белила. 21,7 x 30,6
- Р-2592
Пост. в начале 1940-х, источник неизвестен
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
С августа 1904 года мастер провел дома семь месяцев, наполненных трудом. <…> По-прежнему все чувства мастера были связаны с его „розой ширазской“,c Забелой-Врубель. Им исполнено множество ее портретов в разнообразных сложных техниках. В отличие от портрета на фоне березок, работы лета 1904 — зимы 1905 года лишены элементов экзальтации. Они спокойно-лиричны, лишь иногда „трезво“-объективны или чуть заострены. Изображения любимой жены — то усталой, то задумчивой, то артистически эффектной,то лиричной — пронизаны нежностью, жалением, что перенесенные невзгоды быстро старили ее. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.
Жена остается постоянной моделью Врубеля в этот <поздний> период. Правда, теперь это уже не Волхова и не Маргарита — облик реального человека художнику становится интереснее сценического образа, но по-прежнему он овеян поэзией, прекрасен и неуловимо изменчив. В отличие от автопортретов, цветовая и композиционная аскеза не коснулась портретов жены. Они бесконечно разнообразны — от прозрачной акварели до энергичных рисунков черным карандашом; от лаконичного наброска до удивительных по смелости решения «Портрета Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» и пастели «После концерта». / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С.24.
Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868– 1913) — жена художника, оперная певица.
Слева внизу подпись: М. Врубель / 17е Дек. / 1904 г.
Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 294.