Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок
1904
- Бумага, акварель, пастель, гуашь, угольный карандаш, графитный карандаш, мел. 67,6 x 32,3
- Р-14996
Пост. в 1918 от А. А. Врубель, сестры художника, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург
Летом 1904 года возник один из самых одухотворенных образов Врубеля — «Н. И. Забела-Врубель на фоне березок». Мастер преобразил реальный облик любимой жены. Он воспринят сквозь призму мечты, созданных певицей сценических образов, сложную систему метафор. Стена тонких березок и елей со «сквозящим» в их вершинах небом служит фоном бледному лицу с огромными глазами, полными чистоты, мечтательности и неизъяснимой грусти. Хрупкая нежность образа подчеркнута сочетанием полупрозрачных красок и конструктивного рисунка, виртуозным использованием в одном произведении возможностей разных материалов (пастели, угля, графитного карандаша, акварели и белил), наложенных то «корпусно», то тонко, вызывая ощущение таинственного, чудесного мерцания. Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.
Распространенным в символистском портрете был мотив медитации. Врубель в портрете Надежды Забелы-Врубель на фоне березок погружает модель в состояние сна наяву, в мир грез и видений, вызывающих сосредоточенное размышление. Это один из множества портретов жены, созданных в первой половине 1900-х. Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 14
Жена остается постоянной моделью Врубеля в этот <поздний> период. Правда, теперь это уже не Волхова и не Маргарита — облик реального человека художнику становится интереснее сценического образа, но по-прежнему он овеян поэзией, прекрасен и неуловимо изменчив. В отличие от автопортретов, цветовая и композиционная аскеза не коснулась портретов жены. Они бесконечно разнообразны — от прозрачной акварели до энергичных рисунков черным карандашом; от лаконичного наброска до удивительных по смелости решения «Портрета Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» и пастели «После концерта» (ГТГ, 1905, инв. 8944). Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 24
Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868–1913) — жена художника, оперная певица.