Коллекция онлайн

21.07.1805, г. Лух Костромской губ. — 11.01.1879, Санкт-Петербург

Улица Хаббания в Каире

Из альбома рисунков. 1842


Самой «освоенной» русскими художниками африканской территорией в XIX — начале XX века стали Египет и страны Магриба (территории современных стран Алжира, Туниса, Марокко и Ливии). Именно с фиксации древних памятников и египетских пейзажей начиналась «русская иконография» черного континента. Наиболее ранние работы из представленных на выставке — серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых. Художники, направляясь в Святую Землю, решили посетить также и Египет. Здесь они провели полтора осенних месяца 1842 года, знакомясь с достопримечательностями и необычной природой страны, путешествуя по Нилу и пустыне. Предметом внимания художников преимущественно были древние памятники, египетские города — Александрия, Каир, Луксор... Их поэтичные, мастерски исполненные акварели, точно фиксировали увиденное в традициях, сложившихся в европейском искусстве XVIII — первой половины XIX века. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 5.

В сентябре 1842 года братья Чернецовы — Никанор, Григорий и Поликарп (1822–1842), заядлые путешественники, покинули Италию и направились к африканскому континенту. Поездка по Египту продолжалась полтора месяца. Художники успели побывать в главных городах страны — Александрии, Каире, совершить плавание по Нилу, познакомиться с важнейшими памятниками древней египетской истории: пирамидами в Гизе, колонной Помпея, обелиском Клеопатры и гробницей Хеопса, на которую, несмотря на опасность, они решили подняться в поисках лучшей точки обзора, что не преминули отметить в записках. Чернецовы не ограничивались исключительно изучением древних памятников, а соединяли «новость настоящего и воспоминания о прошедшем». Они постоянно бывали то у русского консула Кремера, то египетского паши Магомета-али, у Александрийского патриарха; познавали особенности повседневных реалий восточной жизни. Впечатления от путешествия, яркие и разнообразные, с присущей им привычкой тщательно фиксировать все происходящее, братья заносили в рукописный журнал, где описания событий сопровождались рисунками. И это была лишь часть материалов, посвященная путешествию. Никанор и Григорий Чернецовы исполнили десятки станковых рисунков и акварелей, отражавших все увиденное ими в Египте, большой корпус которых хранится в собрании Русского музея. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: