Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Продавец кваса

1871

  • Бумага, графитный карандаш. 30,6 × 22
  • Р-352

  • Пост. в 1929–1931 из Управления Детскосельских дворцов; ранее — собрание Кочубея и Остен-Сакен


«Все мы тогда считали себя реалистами, искали только правды в искусстве <…>, — так позднее высказывался Васнецов об ученическом периоде, — а слово „идеал“ для нас не было пустым избитым словом без содержания…»*. Под влиянием демократических взглядов современников художник изменил свое отношение к академической исторической живописи и стал проявлять интерес к бытовому жанру. При этом он с особой теплотой вспоминал непродолжительные посещения мастерской П. П. Чистякова. Последний не был руководителем Васнецова в Академии художеств, но сумел передать ему «много света»** в понимании искусства.

Творческие поиски «правды» и «идеала» привели Васнецова к созданию большого количества произведений на сюжеты из жизни «низов» Петербурга — «Трубочист» (ГТГ), «Сборщик на храм», «Дворник. Этюд головы» (Р-13352), «Носильщики», «Мальчик с бутылью», «Продавец кваса» и многих других. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 6.

* В. М. Васнецов — В. В. Стасову, 3 октября 1902 // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 190.
** В. М. Васнецов — В. В. Стасову, 20 сентября 1898 // Там же. С. 150.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: