Герман
Эскиз костюма для оперы «Пиковая дама». 1920-1921 (?)
- Бумага, акварель, тушь, перо, белила, графитный карандаш. 31,1 × 23,2
- Р-38357
Пост. в 1933 из квартиры-мастерской А. Н. Бенуа, Ленинград
- Период Первая половина XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
Эскиз костюма для оперы «Пиковая дама»
Музыка П. И. Чайковского, постановка А. Н. Бенуа и Э. А. Купера, хореография Л. С. Леонтьева, художник А. Н. Бенуа. ГАТОБ (бывш. Мариинский), Петроград. Премьера 03. 05. 1921
С момента, когда А. Н. Бенуа впервые услышал оперу «Пиковая дама» в день ее премьеры в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, до новой постановки 1921 года, теперь уже в его собственном оформлении, прошло более 30 лет. Но все это время он помнил «угар восторга», испытанный им в молодости: «Через эти звуки мне действительно как-то приоткрылось многое из того таинственного, что я чувствовал вокруг себя. Теперь вдруг вплотную придвинулось прошлое Петербурга. <…> Я всюду находил ту пленительную поэтичность, о присутствии которой я прежде только догадывался» (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. I–III. М., 1990. С. 652). Бенуа совершенно не разделял мнение тех, кто считал пушкинский сюжет не подходящим для оперы, а либретто, сочиненное братом композитора М. И. Чайковским – святотатством, поскольку тот «самовольно перенес сюжет в иную эпоху, нежели та, которую избрал для своего рассказа великий поэт» (Там же. С. 651). «Культ Чайковского», неизменная любовь и восхищение его музыкой сочетались в Бенуа с глубоким знанием творчества А. С. Пушкина. Ранее им были выполнены циклы иллюстраций к «Медному всаднику» (1903, 1916–1918), «Пиковой даме» (1905), «Капитанской дочке» (1904). С художественной точки зрения постановка 1890 года казалась Бенуа во многом удачной, тем не менее в своих эскизах он многое изменил. <...> К премьере была напечатана программа оперы со статьей Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) c обложкой и иллюстрациями А. Н. Бенуа. Ю. Л. Солонович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 98.