Коллекция онлайн

В августе 1797 года Петр I и его спутники, обогнав Великое посольство, направились в Саардам, чтобы воочию увидеть строительство судов. Царь поселился в доме у знакомого кузнеца. Весть о том, что Петр нанялся на местную верфь учиться корабельному мастерству, распространилась не только по городу, но и за его пределами. У дома кузнеца все время толпились зеваки, поджидая, когда Петр выйдет из дома. Некоторые, наиболее нетерпеливые, даже заглядывали в окна, желая понаблюдать за удивительным гостем, углубившимся в столь необычные для высокой особы занятия. Подобный эпизод и представлен на рисунке Урлауба. Ольга Капарулина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 169.

Саардамский эпизод привлекал особое внимание художников и разнообразно ими трактовался. К примеру, если на картине Григория Чернецова «Петр I в своей мастерской в Саардаме» Петр представлен в обычной одежде, то другие художники (Николай Ефимов, ил. 60; позднее Мстислав Добужинский, ил. на с. 20, ил. 51–54) в своих рисунках используют случай изобразить Петра в рабочем костюме, энергично шагающим, работающим топором. Голландский костюм с его широкими штанами, порой даже полосатыми (Егор Урлауб. «Петр I в Саардаме», ил. 50) представлялся художникам XIX века экзотическим. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: