Коллекция онлайн

В отделе рисунка Русского музея хранится лучшее из известных на сегодняшний день изображений екатеринославского памятника. Некогда оно входило в собственную коллекцию императора Александра III и в музейное собрание поступило как акварель. Однако в действительности оказалось, что это раскрашенная фотография, причем <...> данный факт не умаляет, а повышает значимость экспоната <...>. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 5.

Екатерина II (1729–1796), урожденная София Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская — великая княгиня Екатерина Алексеевна, супруга будущего императора Петра III (с 1745), российская императрица (с 1762).

Эта, по-своему уникальная, фотография, хранящаяся в отделе рисунка Русского музея, происходит из коллекции императора Александра III, на ее обороте имеется штамп: «А III Аничковский Дворец Собств. Е. Велич. № 445». Отсюда можно сделать вывод, что снимок был сделан до 1894 года. Открытию памятника в Екатеринославе* (26 сентября 1846 года) предшествовала почти 60-летняя «жизнь» бронзовой статуи Екатерины II, выполненной в Берлине в 1782–1788 годах, принадлежавшей семье Гончаровых, а затем А. С. Пушкину, что уже само по себе предопределило немалое количество посвященных ей публикаций. Монументальная фигура императрицы, прозванная поэтом «медной бабушкой», стала героиней множества историй, в которых устоявшиеся легенды соседствуют с достоверными фактами, имеющими документальные подтверждения. Некоторые исторические неточности в свое время были исправлены наиболее дотошными исследователями, но тем не менее продолжают повторяться и по сей день. К их числу относится, например, ставшее традиционным мнение, будто бы заказчиком статуи Екатерины II был князь Г. А. Потемкин-Таврический. Не выкупленный им монумент якобы остался в Германии, где был приобретен Н. А. Гончаровым, прадедом жены Пушкина, который намеревался поставить его в имении Полотняный завод 1. Против «потемкинской» версии еще в 1911 году возражал член Калужской ученой архивной комиссии В. И. Ассонов 2. В 1971 году В. Я. Рогов, опираясь на архивные документы, доказал, что статуя исполнялась по заказу А. А. Гончарова, который в 1782 году заключил соответствующий контракт с берлинским скульптором В. -Х. Мейером и его братом 3. В 1786 году скульптура была отлита из бронзы, на завершающем этапе работы (после смерти обоих братьев Мейеров) ею занимался И.-Д. Мельцер.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Из письма внука заказчика, А. Н. Гончарова, следует, что статую доставили в Петербург в 1791 году, а в 1801 он подал прошение Александру I, получив дозволение поставить в своих владениях «изваянный образ» императрицы 4. Этот памятник должен был напоминать о посещении Екатериной II в 1775 году полотняной и бумажной фабрик А. А. Гончарова. Однако монумент так и не был воздвигнут, на протяжении последующих трех десятилетий статуя оставалась «погребена <…> в подвалах усадьбы», как писал Пушкин в мае 1830 года. Весной 1832 года, когда поэт становится владельцем скульптуры, ее снова привозят в Петербург и в течение нескольких лет пытаются продать, что Пушкину удается сделать лишь в 1836 году 5. Обнаруженная спустя восемь лет на петербургском литейном заводе Берда, «на грязном дворе, среди всякого хлама и лома, назначенного в плавку» 6, статуя была выкуплена екатеринославским дворянством, решившим поставить памятник основательнице города.

В 1914 году ее перенесли с Соборной площади к зданию Горного института, поставив на новый пьедестал. В 1917 — фигура императрицы была сброшена, в тот момент «екатеринославский памятник лишь после телеграммы «особого совещания по делам искусства» за подписью М. Горького и Александра Бенуа постановлено было не переливать на снаряды» 7. Директор Исторического музея Д. И. Яворницкий на свой страх и риск организовал перенесение чрезвычайно тяжелой скульптуры к зданию музея, где ее опустили в яму и засыпали землей. В 1930 году ее извлекли из укрытия и установили для всеобщего обозрения во дворе Исторического музея 8. При оккупации Днепропетровска в 1941 году «Екатерина II» была вывезена немецкой трофейной командой. Долгое время говорилось о том, что тогда же статуя была переплавлена. Однако опубликованные гораздо позднее сведения очевидцев позволяют предполагать, что ее уничтожение относится уже к началу 1960-х годов 9. Так ли это, покажет время и новые исследования.

Большая фотография из собрания Русского музея существенно дополняет представления об утраченной скульптуре, которые до сих пор можно было почерпнуть лишь из старых открыток и не слишком качественных иллюстраций. Елена Карпова.  // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 15.

  1. Об этом писали в начале ХХ века (См.: Средин А. Полотняный завод // Cтарые годы. 1910. Июль-сентябрь. С. 89, 106), пишут и сейчас (Таракановский Г. Г. «Медная бабушка» титулярного советника Пушкина // История Петербурга. 2005. № 6 (28). С. 68).
  2. Ассонов В. И. К вопросу о происхождении статуи Имп. Екатерины II в Екатеринославе // Известия Калужской Ученой Архивной комиссии. Вып. ХХI. Калуга, 1911. С. 47–49.
  3. Рогов В. История «статуи медной» // Простор. 1971. № 4. С. 105. Эта публикация в казахстанском журнале не получила достаточного резонанса, хотя именно на нее опирался Н. Я. Эйдельман в своей статье «Медная и негодная…» (Панорама искусств-77. М., 1978. С. 286–304). Правда, конкретной ссылки на публикацию В. Рогова не было сделано, соответствующие сноски появились лишь в более позднем издании: Эйдельман Н. Статьи о Пушкине. М., 2000. С. 224–248.
  4. Это прошение, как и другие материалы, связанные с историей статуи, приводятся в статье: Карпова Е. В. «Медная бабушка» в контексте скульптурных изображений Екатерины II // Литературный Петербург. Материалы международной научной конференции «А. С. Пушкин. Проблемы научного комментария» / СПб, 13–16 июня; Москва, 17–19 июня 2002 г. СПб, 2006 (в печати).
  5. См.: Рогов В. Указ. соч. С. 107–108.
  6. Переписка братьев Коростовцовых с бароном Франком и графом М. С. Воронцовым по поводу сооружения памятника Екатерине II в Екатеринославе // Русский архив. 1876. Кн. 2. С. 411.
  7. Р-в А. Революция и искусство // Аполлон. 1917. № 2–3. С. 64.
  8. См. также: Рогов В. Я. Далече от брегов Невы. Заметки о пребывании А. С. Пушкина в Екатеринославе в 1820 году. Днепропетровск, 1984. С. 85–97.
  9. См.: Панфилов Д. Г. Приданое Натальи Николаевны Гончаровой // А. С. Пушкин в Подмосковье и Москве. Документы. Материалы. Исследования. Пушкинская конференция 1997 года. Большие Вяземы, 1998. С. 121–124.

* Екатеринослав (с 2016 — Днепр) — крупный промышленный, культурный, научный и инновационный центр на Украине. Расположен на реках Днепр и Самара.  Первоначальное название — Екатеринослав, в честь святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы Екатерины II, по предложению Г. А. Потёмкина; город назывался так в 1776—1796 и 1802—1926 годах. С 1796 по 1802 год — Новороссийск (по воле Павла I), а с 1926 по 2016 год — Днепропетро́вск.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: