Эскиз концертного платья для Надежды Забелы-Врубель
Конец 1904 — начало 1905
- Бумага, акварель, графитный карандаш. 25,3 x 17,4
- Р-510
Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
С августа 1904 года мастер провел дома семь месяцев, наполненных трудом. <…> По-прежнему все чувства мастера были связаны с его „розой ширазской“,c Забелой-Врубель. Им исполнено множество ее портретов в разнообразных сложных техниках. В отличие от портрета на фоне березок, работы лета 1904 — зимы 1905 года лишены элементов экзальтации. Они спокойно-лиричны, лишь иногда „трезво“-объективны или чуть заострены. Изображения любимой жены — то усталой, то задумчивой, то артистически эффектной, то лиричной — пронизаны нежностью, жалением, что перенесенные невзгоды быстро старили ее. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.
Жена остается постоянной моделью Врубеля в этот <поздний> период. Правда, теперь это уже не Волхова и не Маргарита — облик реального человека художнику становится интереснее сценического образа, но по-прежнему он овеян поэзией, прекрасен и неуловимо изменчив. В отличие от автопортретов, цветовая и композиционная аскеза не коснулась портретов жены. Они бесконечно разнообразны — от прозрачной акварели до энергичных рисунков черным карандашом; от лаконичного наброска до удивительных по смелости решения «Портрета Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» и пастели «После концерта». / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 24.
Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868– 1913) — жена художника, оперная певица.
Справа внизу подпись: Врубель
На обороте: Цветы
Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 294.