Коллекция онлайн

1798, Санкт-Петербург – 1877, Санкт-Петербург

Император Петр I и Александр Брюллов в Саардамском доме. Фантазия

1828–1829


В 1828 году А. П. Брюллов, находясь в Париже в качестве пенсионера ОПХ, совершил путешествие по Швейцарии, Рейну и Голландии. В Саардаме он сделал «маленький рисунок великого памятника» — «хижины Петра», ставшей к тому времени для русских путешественников важным туристическим объектом и предметом почти священного поклонения. Брюллов в шутливой форме представил себя и Петра Великого в интерьере маленького двухкомнатного дома, где недолго жил русский царь. В 1829 году по этому рисунку А. А. Тон исполнил литографию. Ольга Капарулина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 170.

Александр Брюллов побывал в Саардаме в 1828 году и сделал «маленький рисунок великого памятника». На нем художник с юмором представил Петра I и себя в бывшем его жилище. Рисунок был литографирован Александром Тоном в 1829 году. И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 79.

Но самая неожиданная композиция на петровскую тему — это фантазийный, аллегорический рисунок Александра Брюллова, изображающий, судя по надписи, самого художника вместе с императором в легко узнаваемом интерьере саардамского домика (ил. 47). Тщательно зафиксировав подлинный интерьер домика (как это сделал и Григорий Чернецов), Брюллов поместил лицом к зрителю гигантскую фигуру Петра, почти доходящую до потолка, в красном кафтане, с растрепанными волосами. Себя он изобразил в профиль, почтительно отступающим перед императором. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: