Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Коленопреклоненный архангел

Эскиз неосуществленного варианта росписи алтарной абсиды Владимирского собора в Киеве. 1885–1886


Представления художника о духовных идеалах человека в полной мере реализовались в религиозной живописи мастера. Васнецов оформил несколько храмов, но вершиной его искусства в этой области стали монументальные произведения для Владимирского собора в Киеве. К работе над грандиозным проектом художник приступил в 1885 году после окончания фриза «Каменный век». С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.

За более чем десять лет, посвященных Владимирскому собору (1885–1896), Васнецов произвел роспись купола, барабана купола, алтаря, главного нефа и хор, а также написал образа главного иконостаса*. Кроме Васнецова к созданию сюжетных композиций и икон Прахов привлек Михаила Нестерова, Вильгельма Котарбинского, братьев Александра и Павла Сведомских, а к сочинению орнаментов — Михаила Врубеля** и Андрея Мамонтова (сына Саввы Мамонтова), однако именно произведения Васнецова в силу главного положения в храме и мощной индивидуальности автора определили и основные черты этого памятника, и его выдающееся значение в истории искусства.

<...>

Интересно, что васнецовский стиль киевского периода демонстрировал высокую вариативность, не нарушавшую, однако, ансамблевого единства, которое обеспечивалось, в том числе, выдающимися по красоте орнаментами, значительной частью сочиненными самим Васнецовым. И если при взгляде на роспись купола с благословляющим «Христом Вседержителем» вспоминались древние мозаики, а при созерцании «Богоматери с Младенцем»*** в абсиде — «Сикстинская мадонна» Рафаэля, то в образах русских святых на столбах и в иконостасе Васнецов представал историческим живописецем-визионером, Баяном-сказителем, увидевшим в волшебный «бинокль» знаменитых героев и подвижников столь отчетливо, будто они были его современниками. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 62-64.

* При исполнении некоторых композиций, если он не успевал, Васнецов использовал помощников, в роли которых выступали высокопрофессиональные художники. Среди них — М. В. Нестеров, Н. К. Бодаревский, В. К. Менк, С. П. Костенко и другие.
** Совершенно оригинальные по стилю, выдающиеся по художественному значению эскизы М. В. Врубеля «Воскресение», «Вознесение» и «Надгробный плач» (хранятся в НМ ККГ) к исполнению на стенах приняты не были. Этой драматической истории посвящена обширная литература.
*** В основу этой алтарной композиции была положена икона, написанная Васнецовым для церкви в Абрамцево.

Слева внизу подпись: В. Васнецовъ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: