Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы
С гравюры С. П. Шифляра. После 1812
- Бумага, гуашь. 24,3 х 35
- Р-6758
Пост. в 1931 г. из Эрмитажа-
Сведения о реставрации:
Тантлевская Т.А. (1990)
Именно в 1812 году многие представители русского образованного общества, увидевшие в крестьянстве свою реальную защиту, впервые испытали чувство единения с простым народом. Все интеллектуальные и художественные силы были призваны поддержать боевой дух русского народа. В это время учитель словесности Н. И. Греч начал издавать еженедельный историко-политический и литературный журнал «Сын Отечества», имевший непосредственную связь с походной типографией Главного штаба. Вместе со свежими сводками с фронта, воззваниями главнокомандующего здесь печатались тексты солдатских и народных песен. Здесь же в рубрике «Смесь» помещались анекдоты или заметки о военных происшествиях. Наряду с реальными эпизодами народного героизма журнал публиковал и вымышленные события, специально для поднятия боевого духа.
Такими фантастическими эпизодами войны 1812 года стали рассказы о подвиге русского Сцеволы и русского Курция, о старостихе Василисе. Важно отметить, что на каждую из заметок, напечатанных в «Сыне Отечества», была создана карикатура. Некоторые сюжеты проиллюстрированы в сатирической графике неоднократно, разными авторами. Так, первая карикатура «Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы» появилась сразу после опубликования соответствующего рассказа в ноябрьском номере «Сына Отечества» за 1812 год. Исследователям удалось установить, что создателем этого листа был гравер и литограф Самуил Шифляр. Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 21-22.
Гравюра С.Шифляра несомненно стала источником вдохновения для автора этого выразительного рисунка.
Состояние сохранности до реставрации:
Авторский лист был измят, деформирован, имел пожелтение. В углах листа были утраты бумаги. В верхней части листа были многочисленные осыпи красочного слоя, множественный мелкосетчатый кракелюр с угрозой осыпи. По листу имелись многочисленные утраты красочного слоя, царапины, потертости бумаги, изломы. В центре верхнего края был прорыв бумаги. В верхней части листа были следы загрязнения копотью, бурое пятно.
Комплекс проведенных мероприятий:
Авторский лист был обеспылен и механически очищен. Красочный слой на изображении неба стабилизирован. Лист промыт без погружения на листах фильтровальной бумаги, смоченных дистиллированной водой. Была проведена общая химическая обработка с последующей окончательной промывкой. Разрывы и изломы были укреплены, утраты восполнены. Авторский лист был пластифицирован и сдублирован на плотную бумагу. Проведены прессование и тонирование.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 228-229.