Игроки. Вариант
1848–1850
- Бумага, графитный карандаш. 31 x 22,1
- Р-7598
Пост. в 1909 от К. А. Сомова, Петербург; до 1909 — в собр. А. И. Сомова, Петербург; ранее — в собр. А. А. Козлова, Петербург
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
На рисунке авторская надпись:
— Уф, как поясница болит! Черт знает, с чего.
— Да уж здесь, Клим Андреич, батюшка, уж климат такой. Павел Федотов. СПб, 2015. С. 140.
Видимо, в это время бытовому жанру, еще только зародившемуся в России, существенно недоставало умения художников воспроизводить психологические состояния участников событий. Художники той поры больше пользовались «описательностью» в изображении жизненных ситуаций.
Даже самые талантливые из них, такие как Федотов, отыскивая и находя сложные для воспроизведения, «двусмысленные» сюжеты, прибегали к тексту. <...> Но Федотова, видимо, не удовлетворяло только «описательное» выражение содержания бытовой картины. Его тянуло к воспроизведению состояния человека, переживающего некую драму. <...>
Беспокойство духа, отчаяние сквозят и в последних произведениях Федотова — «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Рисунки к ним, как и живописные полотна, резко отличаются от всего созданного до того не только Федотовым, но и всеми художниками первой половины XIX века. Между рисунками Федотова с текстами (Р-7598, Р-7599) и эскизами к «Игрокам» (Р-7726, Р-7729, Р-7710, Р-7728, Р-7727), «Анкор, еще анкор!» (Р-7708, Р-7706, Р-7705, Р-7707) прошло всего лишь несколько лет. Между тем эти произведения будто исполнены художниками, жившими в разные эпохи, формировавшимися на разных этических и эстетических нормах. Евгения Петрова. Рисуночное наследие Павла Федотова на фоне графики 1830—1840-х годов // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 20, 22-23.