В лагере, на передней линейке. Групповой портрет офицеров лейб-гвардии Финляндского полка (Э. К. Шульц 2-й, Е. Е. Иордан, Р. И. Андронников, П. Е. Тизенгаузен; на заднем плане: И. Ф. Орбелиани и П. А. Шмидт)
1840—1841
- Бумага, акварель, лак. 33,7 x 26,9
- Р-7734
Пост. в 1917–1928 от А. П. Боткиной, Петроград–Ленинград; до 1910 — в собр. С. С. Боткина, Петербург; ранее — в собр. А. Ф. Маркса, Петербург
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Шульц Эдуард Карлович — офицер полка в 1830–1871.
Иордан Егор Егорович — офицер полка в 1838–1852.
Андронников Реваз Иванович— князь, офицер полка с апреля 1840 по 1849.
Тизенгаузен Павел Егорович — барон, офицер полка с февраля 1840 по 1855.
Орбелиани Иван Фомич — офицер полка в 1828–1846.
Шмидт Павел Александрович— офицер полка в 1828–1844.
Павел Федотов. СПб, 2015. С. 87.
Этапным для художника-бытописца и портретиста Федотова стал четырехмесячный домашний отпуск с 20 августа по 20 декабря 1837 года <...>. Московские каникулы были своеобразным выездом на этюды: художественного опыта у Федотова в результате много численных штудий существенно прибавилось: свидетельством тому рисунки, шаржи, акварельные портреты («Братья Дружинины»; «Офицер и дама бубен», ГТГ; сцены полевых учений Гренадерского и Финляндского полков, ГТГ, ГРМ: Р-7734, Р-7747), а также мастерские карикатуры, скорее юмористические, нежели сатирически-острые («Господа! Женитесь — пригодится!» — «Молодая, чисто одетая женщина с бледным благородным и испуганным лицом, ведет под руку по улице мимо насмешливых зевак своего мужа, приведенного вследствие сильной дружеской попойки в положение жалкое и унизительное»)*. Весьма симптоматично, что акварельные сцены полкового быта, в том числе и юмористические, занимали достойное место в императорских и великокняжеских собраниях. Пожалуй, в эти последние годы полковой жизни сложился и тип жанрового сюжета, интересовавшего Федотова подобно Уильяму Хогарту, которого он постоянно помнил, гравюры с вещей которого часто рассматривал и коего мечтал затмить**. Он зорко видел, фиксировал в памяти и записках и по-своему интерпретировал юмористические коллизии, свидетелем которых был в окружающей жизни. В этих бытовых коллизиях волей судеб ли, происхождения ли, обстоятельств ли, непомерного честолюбия или стяжательства, заслуживающего юмористического осуждения, комично проявлялось стремление героев его жанровых картин «казаться», а не «быть», завысить свой реальный социальный статус. В наблюденных или измысленных сюжетах, которыми прославлена его жанровая живопись, как это часто бывает, помимо воли самого живописца художественной критикой и зрительским восприятием был акцентирован прежде всего социально-критический пафос! Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 8-9.
* Описание сюжета в «Воспоминаниях о русском художнике Павле Андреевиче Федотове» А. В. Дружинина. Цит. по: Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Художник и поэт. Л.; М., 1946. С. 186.
** Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Художник и поэт. Л.; М., 1946. С. 78. Важно и интересно, что задача «затмить знаменитого Гогарта» — одна из трех жизненных целей художника, две первых — «успокоить старость бедного отца» и «пристроить сестру». Примечательно (и справедливо!) Д. В. Сарабьянов считал Федотова «последним и самым запоздалым в Европе откликом на Хогарта»! (Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. С. 118–119). Если развить эту мысль, следует признать Федотова запоздалым романтиком — многие черты романтического освоения реальности в творчестве художника безусловно присутствуют!