Коллекция онлайн

1815, Москва – 1852, Петербург

Портрет братьев Андрея, Григория и Александра Дружининых

1840

  • Бумага на картоне, акварель. 9,5 x 13,5 (в свету)
  • Р-7744

  • Пост. в 1921 в дар из ОПХ, Ленинград; ранее — у Г. В. Дружинина, Петроград; ранее — в семье Дружининых, Петербург


Дружинин Андрей Васильевич (около 1818/1820 – 1852) — подпоручик лейб-гвардии Финляндского полка, вольноприходящий ученик ИАХ.

Дружинин Григорий Васильевич (1821–1889) — подпоручик того же полка.

Дружинин Александр Васильевич (1824–1864) — воспитанник Пажеского корпуса, позже прапорщик того же полка, писатель, литературный критик, автор воспоминаний о П. А. Федотове.

Павел Федотов. СПб, 2015. С. 86.

Этапным для художника-бытописца и портретиста Федотова стал четырехмесячный домашний отпуск с 20 августа по 20 декабря 1837 года  <...>. Московские каникулы были своеобразным выездом на этюды: художественного опыта у Федотова в результате много численных штудий существенно прибавилось: свидетельством тому рисунки, шаржи, акварельные портреты («Братья Дружинины», Р-7744; «Офицер и дама бубен», ГТГ; сцены полевых учений Гренадерского и Финляндского полков, ГТГ;  ГРМ: Р-7734Р-7747), а также мастерские карикатуры, скорее юмористические, нежели сатирически-острые («Господа! Женитесь — пригодится!» — «Молодая, чисто одетая женщина с бледным благородным и испуганным лицом, ведет под руку по улице мимо насмешливых зевак своего мужа, приведенного вследствие сильной дружеской попойки в положение жалкое и унизительное»)*. Весьма симптоматично, что акварельные сцены полкового быта, в том числе и юмористические, занимали достойное место в императорских и великокняжеских собраниях. Пожалуй, в эти последние годы полковой жизни сложился и тип жанрового сюжета, интересовавшего Федотова подобно Уильяму Хогарту, которого он постоянно помнил, гравюры с вещей которого часто рассматривал и коего мечтал затмить**. Он зорко видел, фиксировал в памяти и записках и по-своему интерпретировал юмористические коллизии, свидетелем которых был в окружающей жизни. В этих бытовых коллизиях волей судеб ли, происхождения ли, обстоятельств ли, непомерного честолюбия или стяжательства, заслуживающего юмористического осуждения, комично проявлялось стремление героев его жанровых картин «казаться», а не «быть», завысить свой реальный социальный статус. В наблюденных или измысленных сюжетах, которыми прославлена его жанровая живопись, как это часто бывает, помимо воли самого живописца художественной критикой и зрительским восприятием был акцентирован прежде всего социально-критический пафос! Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 8-9.

* Описание сюжета в «Воспоминаниях о русском художнике Павле Андреевиче Федотове» А. В. Дружинина. Цит. по: Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Художник и поэт. Л.; М., 1946. С. 186.
** Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Художник и поэт. Л.; М., 1946.  С. 78. Важно и интересно, что задача «затмить знаменитого Гогарта» — одна из трех жизненных целей художника, две первых — «успокоить старость бедного отца» и «пристроить сестру». Примечательно (и справедливо!) Д. В. Сарабьянов считал Федотова «последним и самым запоздалым в Европе откликом на Хогарта»! (Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. С. 118–119). Если развить эту мысль, следует признать Федотова запоздалым романтиком — многие черты романтического освоения реальности в творчестве художника безусловно присутствуют!

Справа внизу: 1840 Декабрь П. Федотовъ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: