Портрет А. Р. Томилова (в форме ополченца)
1813
- Бумага, итальянский карандаш. 24,6 х 19,8
- Р-13136
Приобр. в 1917 у Е. Г. Шварца; ранее — собрание А. Р. Томилова
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Наиболее яркие и впечатляющие страницы изобразительной летописи Отечественной войны 1812 года представляют собой портреты ее героев, кадровых военных и ополченцев, тех, которые, в поэтической формуле Марины Цветаевой, «одним ожесточеньем воли… брали сердце и скалу», царили «на каждом бранном поле и на балу». Галерея этих «молодых генералов» оставлена потомкам романтическим вдохновением Ореста Кипренского. В начале 1812 года Кипренский возвратился в столицу из Твери и представил петербургской публике серию портретов, за которые был удостоен звания академика. В атмосфере тревожного ожидания, царившей в столице, жившей новостями о военных действиях, на сообщения о подвигах и славе замечательный художник-романтик не мог не откликнуться. Его графические листы, запечатлевшие облик защитников России в эпоху наполеоновской агрессии, принадлежат к числу справедливо прославленных произведений национального искусства.
«Как бы торопясь запечатлеть образы героев 1812 года, художник… набрасывает их портреты карандашом. В этом была своя закономерность. Рисунку, который по понятиям Академии был чем-то вроде подготовительной работы к картине маслом и потому не подлежал широкому просмотру, Кипренский придал огромное значение. Он возвел рисунок до степени самостоятельного жанра». Поразительно, как весьма ограниченными средствами — абрисом, штрихом, растушевкой — итальянским карандашом и углем замечательный мастер добивается уместного в этих героических образах общего высокого градуса эмоционального накала, сочетающегося с безусловно яркими индивидуальными характеристиками. Просто, без внешних эффектов, фиксирует он облик защитников Родины. Композиции рисунков насыщены внутренней энергией и динамизмом. В каждом листе заметно стремление «схватить», запечатлеть героический образ военного, на минуту оказавшегося в мирной обстановке.
1813 годом помечен портрет Алексея Томилова, помещика Ладожского уезда, покровителя и друга Кипренского, вступившего с отрядом своих крепостных крестьян в Петербургское ополчение. Мирный владелец села «Успенское» сражался храбро, под Полоцком был ранен, 3 января 1813 года удостоен боевой награды — ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 12-13.
Томилов Алексей Романович (1779–1848) — по образованию артиллерийский офицер, командир крепостных работ в Кронштадте (1799), в 1808 вышел в отставку. Коллекционер и любитель искусств. Один из основателей и член комитета Общества поощрения художеств (с 1820), почетный вольный общник ИАХ (1833).
Осенью 1812 в чине майора Ладожской дружины Петербургского ополчения выступил вместе с отрядом своих крестьян. 14 октября 1812 был тяжело ранен в ногу при взятии Полоцка.
Изображен в форме штаб-офицера с Владимирским крестом.
1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 69.