Коллекция онлайн

1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.

На Сенном рынке

Между 1823 и 1826


Рисунки „У Гостиного двора" и „На Сенном рынке" относятся к так называемой петербургской сюите Венецианова, включающей шесть листов с изображением городской жизни. Именно в графике, в отличие от живописи, где ведущей была крестьянская тема, Венецианов разрабатывал бытовые сюжеты, связанные с городом. Гостиный двор и Сенная площадь в это время были местами, где велась самая бойкая торговля и где можно было найти все, начиная от изысканных заграничных товаров до живности и фуража. Наталия Соломатина // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 280.

Отдельные попытки высвободить бытовую тему в самостоятельную были сделаны А. Г. Венециановым уже в середине 1820-х годов. В его рисунках складывается определенная концепция жанра, и быт как таковой обретает самостоятельное звучание.

Для художника, судя по "Петербургской серии", уже в середине 1820-х годов было важно показать многолюдье так, чтобы все были похожи "не только лицами, но корпусом, привычками держать себя, манером одеваться".

Венецианов, в отличие от многих своих предшественников и современников, как писал А. Н. Мокрицкий, "за красивым штрихом не гонялся". Понимая богатство русской натуры, он сам "доискивался, как изображать то, что видел". Трудность для него, как и для других, заключалась в том, чтобы научиться передавать похоже простые движения, бесхитростность поз, "оригинальность русского склада и пригонки костюма", "неизящность одежды" — то, что составляло существо реальной натуры.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: