Портрет А. И. Дмитриева-Мамонова
1815
- Бумага, итальянский карандаш, пастель, уголь, мел. 50,2 x 39,1
- Р-5710
Пост. 1916 из ОПХ, Петербург
Дмитриев-Мамонов Александр Иванович (1788–1836) — cотрудник Московского архива иностранных дел. В 1812 ушел в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В 1813 в чине штаб-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка принимал участие в битвах под Люценом, при Бауцене, Кульме, Лейпциге. За проявленное мужество награжден орденами св. Владимира 4-й степени и св. Анны 4-й степени. В 1814 вместе с русской армией вступил в Париж. Участник польской кампании 1830–1831. В 1836 оставил военную службу. Талантливый художник-баталист. Автор редких изображений Бородинского сражения и других. Почетный вольный общник Академии художеств. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 123.
Дмитриев-Мамонов Александр Иванович (1787–1836) — граф, генерал-майор (1831), художник-баталист, почетный вольный общник ИАХ (с 1832). В 1806 зачислен в архив Коллегии иностранных дел, позднее переведен в Государственную канцелярию. Принимал участие в подавлении польского восстания 1830–1831. Один из основателей Общества поощрения художеств (1820) и Рисовальной школы при нем (1827). С 1835 служил по ведомству Министерства внутренних дел. В 1836 оставил военную службу. Награжден орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 4-й степени. В 1812 вступил в Московское ополчение, во время Бородинского сражения — адъютант М. И. Кутузова. Участвовал в сражениях при Островном, Иньковом, Валутиной горе и Красном. Участвовал в Заграничных походах русской армии 1813–1814. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 70.
Наиболее яркие и впечатляющие страницы изобразительной летописи Отечественной войны 1812 года представляют собой портреты ее героев, кадровых военных и ополченцев, тех, которые, в поэтической формуле Марины Цветаевой, «одним ожесточеньем воли… брали сердце и скалу», царили «на каждом бранном поле и на балу». Галерея этих «молодых генералов» оставлена потомкам романтическим вдохновением Ореста Кипренского. В атмосфере тревожного ожидания, царившей в столице, жившей новостями о военных действиях, на сообщения о подвигах и славе замечательный художник-романтик не мог не откликнуться. Его графические листы, запечатлевшие облик защитников России в эпоху наполеоновской агрессии, принадлежат к числу справедливо прославленных произведений национального искусства.
«Как бы торопясь запечатлеть образы героев 1812 года, художник… набрасывает их портреты карандашом. В этом была своя закономерность. Рисунку, который по понятиям Академии был чем-то вроде подготовительной работы к картине маслом и потому не подлежал широкому просмотру, Кипренский придал огромное значение. Он возвел рисунок до степени самостоятельного жанра». Поразительно, как весьма ограниченными средствами — абрисом, штрихом, растушевкой — итальянским карандашом и углем замечательный мастер добивается уместного в этих героических образах общего высокого градуса эмоционального накала, сочетающегося с безусловно яркими индивидуальными характеристиками. Просто, без внешних эффектов, фиксирует он облик защитников Родины. Композиции рисунков насыщены внутренней энергией и динамизмом. В каждом листе заметно стремление «схватить», запечатлеть героический образ военного, на минуту оказавшегося в мирной обстановке. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 12-13.