Коллекция онлайн

Зичи занимал должность придворного живописца в 1859–1873 годах и потом вновь – с 1883. Сохранилось множество рабочих альбомов, где он с тщательностью художественного хроникера фиксировал события из жизни императорской фамилии. Наиболее важные затем он разрабатывал в технике акварели, создавая законченные станковые произведения, как, например, посвященные балам зимнего сезона 1888 года. Яркие и изысканные акварели мастера составили достоверный художественный дневник придворной жизни. Наталия Соломатина // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 188.

Жизнь и творчество венгерского художника Михая Зичи (1827–1906) оказались на многие десятилетия тесно связанными с Россией. На протяжении трех царствований, случай беспрецедентный, Зичи был придворным художником, запечатлевшим в многочисленных рисунках и акварелях жизнь российского двора при императорах Александре II, Александре III и Николае II и частную жизнь венценосных заказчиков.

Для самых разных тем — от официально торжественных, порой трагических или, напротив, праздничных — он использовал два типа композиций. Это и классическая станковая акварель большого размера, и совмещение на поверхности листа целой группы изображений, посвященных одному событию. Последний вариант, типичный для печатной графики середины XIX века, давал Зичи возможность создавать «подробное повествование», представлять событие в динамике. Это был своего рода художественный репортаж о произошедшем.

Наталия Соломатина. Михай Зичи при дворе императора Александра III // Александр III. Император и коллекционер. СПб, 2019. C. 163–164.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: