Рисунок для скатерти с геометрическим орнаментом
1925
- Бумага, гуашь, бронзовая краска. 51 х 85,7
- РС-11660
Пост. в 1978 от В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- КатегорияАбстракция
- Поделиться
В начале 1920-х годов на промышленный конвейер было поставлено производство многих бытовых вещей. В 1920 году при Отделе ИЗО Наркомпроса был организован специальный художественно-производственный совет, который занимался проблемой формирования нового народного быта, новой жизненной среды. Отдел проводил многочисленные конкурсы по разработке изделий домашнего обихода: столов, стульев, шкафов, ламп, календарей и посуды, платков и клеенок для стола, игрушек и платьев. «Революция зовет все бодрые, молодые творческие силы к созданию новых форм <…> Ни одной старинной традиционной формы, ничего перепевного…»*. Такое обращение к художникам появилось в газете «Искусство» — вестнике Отдела ИЗО Наркомпроса — в 1919 году. В описи творческого наследия Мухиной, составленной и опубликованной в 1960 году, значатся бытовые предметы: чашки, стаканы, сахарницы, часы, пепельницы, вазы, чернильницы, пресс-папье, деревянные детские игрушки, ширмы, шляпы, брошки, перстни, эскизы которых Мухина создавала начиная с 1920-х годов**. Людмила Вострецова. «Чтобы человек в одежде был красиво оформлен...» // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 25-26.
* Искусство. 1919. 8 июля. № 6. Цит. по: Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. С. 37.
** Мухина. Художественное наследие. М., 1960. Т. III. С. 45–51.
Рисунки и орнаменты для текстиля в 1920-е годы были предметом пристального внимания художников. Ими занимались многие, в том числе и близкие подруги Мухиной Экстер и Попова. Знакомство с Поповой в студии К. Ф. Юона, первого профессионального учителя Мухиной, было для художницы очень важным моментом. Она признавалась, что именно Попова научила ее смотреть на цвет, на отношения цветов, например, в русской иконе*. Чувство декоративности развивалось у Мухиной благодаря общению с Экстер. «Экстер много дала мне в смысле понимания декоративности. В моем искусстве много элементов декоративности»**.
В создании орнаментов Мухина применяет конструктивистские принципы. Она комбинирует геометрические фигуры, накладывая их друг на друга, создавая сдвиги, подчеркивая и выявляя выразительные возможности этих простейших элементов. Такой орнамент гармонировал с рубашечным кроем одежды, в основе которого лежали простой прямоугольник, квадрат и треугольник. Старинные узоры не всегда подходили к новому стилю одежды. «Механическое использование их для отделки новых форм, изготовленных из новых материалов, приводит не к созданию нового, а к потере всякого стиля»,*** — говорила художница. Геометрия конструктивизма в орнаменте хорошо сочеталась и с самими тканями — сукном и льном, их фактурой, была легка при промышленном воспроизведении. Как и Попова, Мухина использует геометрический узор в противоположность распространенному в это время цветочному. Художники-конструктивисты привнесли в орнамент господство прямого угла, заимствованного, возможно, из супрематизма, и принципы динамики и асимметрии. <...>
Динамика сочетания абстрактных форм еще более усилена во втором листе из нашего собрания (РС-11660). Мухина разворачивает прямой угол на сорок пять градусов по отношению к горизонтальной линии и повторяет его со сдвигом разными красками в прямом и зеркальном поворотах, создающих ощущение многослойного узора. В эти «полости» вставлены окружности, добавляющие волнообразное движение не только по горизонтали, но и по вертикали. Рисунок предназначался для скатерти, но в том же 1925 году художница использует его в проектах театральных занавесов для клубов. Она сохраняет ритмы и принципы построения, но заменяет отвлеченные геометрические фигуры (линии, окружности) конкретными предметами близкой формы: серпами, рукоятями молотков, шестеренками, колосьями****. Регулярность построения после такой замены усиливается, зато динамика явно снижается.
Тенденция к созданию геометрических орнаментов для одежды, предметов обихода в 1920-е годы была общеевропейской. Их разрабатывали итальянские футуристы, и прежде всего Дж. Балла. В 1925 году, во время Всемирной выставки, Соня Делоне открыла в Париже «Симультанный бутик», где продавались ткани и модели с подобными рисунками. Беспредметный декор был на острие моды.
Мухина писала: «Развитие стиля несет с собой всегда одному ему присущую декоративность. Орнамент, его ритм, его тематика всегда отвечают породившей его эпохе»*****. Людмила Вострецова. «Чтобы человек в одежде был красиво оформлен...» // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 26, 27.
* Воронов Н. Мухина и Юон // Декоративное искусство. 1989. № 11. С. 14.
** Там же. С. 15.
*** Макарова Н. Воспоминания о художнике и друге // Декоративное искусство СССР. 1958. № 8. С. 11.
**** Воспр. в кн.: Хан-Магомедов С. О. Указ. соч. С. 237.
***** Мухина В. И. Монументально-декоративные скульптурные решения в ансамбле городов // Мухина. Литературно-критическое наследие. М., 1960. Т. I. С. 51.