Куликовская битва
1932
- Картон, акварель. Л.: 30,9 x 23,2; И.: 20,6 x 15
- РС-2609
Пост. с выставки, посвященной обороне Ленинграда, в залах ГМИИ им. А. С. Пушкина (1942)
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБатальный жанр
- Поделиться
8 сентября 1380. Куликовская битва
Ранним утром на Куликовом поле между Доном и Непрядвой началась битва, в которой русские войска наголову разгромили полчища монгольского хана Мамая. Согласно летописным источникам, началась она с поединка богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они погибли на месте. После этого в бой вступили войска. Князь Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. За эту победу, ставшую прологом к обретению полной независимости от Орды, князь Дмитрий получил прозвание Донской. В 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.
1243–1480. Монголо-татарское иго
В 1237–1241 годах монгольская армия под предводительством хана Батыя совершила два похода на Русь. Были разрушены города Рязань, Москва, Владимир, в 1240 году пал Киев. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович первым получил от монголов ярлык на великое Княжение. Русские земли признали свое вассальное положение. Все действия русских князей зависели от воли ханов. Чтобы получить ярлык (специальное разрешение) на княжение, многим правителям приходилось идти на значительные уступки, унижения, некоторые князья находили в стане монголов и свою смерть.
Знаменательную победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году. В 1480 году войска московского великого князя Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угра. Несколько дней они стояли на противоположных берегах, не вступая в бой. Затем хан отступил, давая понять, что притязаний на Русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.